Вопросы обеспечения комфортной среды проживания граждан в регионах Российской Федерации обсуждались в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе РФ. В мероприятии принял участие председатель комитета областного Собрания по земельным отношениям и строительству Алексей Бородин.
Сегодняшнее представление о благоприятной среде проживания неразрывно связано с развитием строительной отрасли и ее ориентированности на современную архитектуру и новейшие стратегии в градостроительстве, а также использование предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации институтов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. От качества указанных документов и эффективности их реализации напрямую зависят результаты деятельности региональных и муниципальных властей по обеспечению устойчивого развития территории.
Действующие положения законодательства Российской Федерации о территориальном планировании, градостроительном зонировании и планировке территории не позволяют в полном объеме обеспечить системное комплексное развитие и освоение территории, предусматривающее строительство жилья без отрыва от создания всей необходимой коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры.
– Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от эффективности градостроительной политики, проводимой субъектом Российской Федерации, – убежден Алексей Бородин. – Однако в условиях федеративного государства требуются скоординированные действия от федерального центра, от субъектов РФ и от муниципальных образований. Основные направления совершенствования законодательства в этой области и стали предметом обсуждения на слушаниях.
Одним из направлений совершенствования градостроительного законодательства является обеспечение системности застройки, сохранение исторического облика города.
Сегодня процесс подготовки градостроительной документации для строительства в значительной степени формализован. Органы местного самоуправления утверждают правила землепользования и застройки, в которых устанавливают градостроительный регламент для каждой территориальной зоны. Определяются предельные параметры разрешенного строительства, такие как количество этажей, высота здания, сооружения, максимальный процент застройки.
В результате, чтобы получить разрешение на строительство и в дальнейшем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, застройщику нет необходимости учитывать архитектурный облик города. Ключевое значение имеют исключительно исходные параметры объекта. При этом вопрос о том, насколько здание или сооружение, которое планируется к строительству или реконструкции, соответствует городской архитектуре и не испортит облик муниципального образования, имеет принципиальное значение только при размещении объекта в границах исторического поселения.
В отличие от территориального планирования и градостроительного зонирования проблемам архитектурного планирования и сохранения облика города в Градостроительном кодексе Российской Федерации практически не уделяется никакого внимания.
– В связи с этим назрела необходимость разработки и внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение роли архитектора в принятии решений о размещении объектов и сохранение архитектурно-художественного облика городов и населенных пунктов, – резюмировал Алексей Бородин.