22.12.2017

(203,23 KB)

Межбюджетные отношения стали темой последнего в уходящем году заседания Совета законодателей при Федеральном Собрании, в котором принял участие председатель областного Собрания Виктор Новожилов.

Заседание состоялось в Государственной Думе, которая на протяжении 2017 года председательствовала в Совете.

За это время количество законопроектов, рассмотренных Советом, увеличилось вдвое. При этом доля региональных инициатив, проходящих через экспертизу Совета законодателей, выросла с 11 до 40 процентов. Активизировалось участие регионов в формировании федеральной повестки.

В заседании Совета законодателей приняли участие члены Совета Федерации во главе с Председателем палаты Валентиной Матвиенко, депутаты, руководители законодательных органов субъектов Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак, Министр финансов Антон Силуанов, Министр экономического развития Максим Орешкин.

Открывая заседание, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин напомнил, что впервые после трехлетнего перерыва бюджет страны сформирован с учетом роста ВВП.

– На протяжении трех лет мы не могли себе этого позволить, – отметил Председатель Госдумы. – С одной стороны, наша экономика находилась в ситуации снижения роста, с другой стороны, были проблемы, которые не позволяли нам расти так, как хотелось бы. Сейчас бюджет принят с ростом в 2,1 процента ВВП. В нем уже заложены субсидии регионам, что позволит каждой территории своевременно спрогнозировать свои доходы и расходы. Принято решение о модельных бюджетах регионов.

По словам Вячеслава Володина, необходимо оказать адресную помощь регионам, где накопилась большая кредиторская задолженность, которую пытаются закрывать за счет новых кредитов, что еще более ухудшает положение. Нужен точечный подход по тем территориям, где ситуация особенно сложная. Это должна быть не общая помощь, а конкретная, чтобы вывести территории из трудного положения.

Вячеслав Володин также коснулся проблемы финансирования дорожного строительства: «При балансировке бюджета мы, как правило, не учитываем целевой характер средств, которые должны направляться на дорожное строительство, и у нас зачастую средства, которые подлежат использованию на дорожное строительство, используются для балансировки бюджета в части выплаты зарплаты. Когда возникает своего рода ответственность либо перед Министерством транспорта за те показатели, которые каждый регион должен исполнить, либо перед Министерством финансов, понятно, что Министерство финансов здесь оказывается более влиятельным ведомством. Но от этого страдают дороги».

Ошибкой назвал Вячеслав Володин принятое несколько лет назад решение о создании консолидированных групп налогоплательщиков: «Консолидированная группа налогоплательщиков – это ошибка, которая была допущена. Более того, не просчитали последствия. Сейчас у нас огромное количество регионов обращается с тем, чтобы как-то сбалансировать бюджеты именно из-за того, что у них нет четкой прогнозируемости». Он обратил внимание, что из-за введения КГН регионы получили «сплошные изъятия», и предложил создать рабочую группу при Комитете ГД по бюджету и налогам, которая изучит данный вопрос, чтобы к 2019 году скорректировать законодательство.

– Подводя итоги дискуссии, спикер нижней палаты парламента призвал регионы внимательнее относиться к законопроектам совместного ведения, – комментирует Виктор Новожилов. – На Совете законодателей отмечалось, что законотворческий процесс необходимо воспринимать как ответственность и регионов, и федерального центра, необходимо вместе участвовать, обсуждать и при этом понимать, что ответственность в любом случае совместная, тогда качество законов будет выше. Кроме того, Вячеслав Володин призвал председателей комитетов Госдумы «слышать посыл регионов» и, принимая те или иные решения, прогнозировать результат и последствия, что очень важно сегодня для всех субъектов Российской Федерации.