Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона:
Ц
Ц
Ц

История Архангельского областного Собрания депутатов

  
Первый созыв (1993 – 1996 гг.) Как всё начиналось….      
Четвёртый созыв (2004 - 2009гг.) Повышая эффективность законодательства…
 
 
 

История Архангельского областного Собрания депутатов в плакатах (1993-2008)

Издание «Архангельское областное Собрание депутатов V созыв» (Полная версия 50 Mb)

Издание «Архангельское областное Собрание депутатов VI созыв»

Алфавитный список депутатов с 1 по 7 созывы

 

Там, где отсутствует власть закона,

нет места и форме государственного строя.
Аристотель (389 – 328 гг. до н. э.)
 
Свобода возможна при любой форме правления,
если в государстве господствует право,
гарантированное от нарушений законности
посредством разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную,
которые взаимно сдерживают друг друга.
Монтескье «О духе законов» (1748 г.) 
 
История создания представительных органов России ведёт отсчёт с середины XIX века, когда в 1864 году царь Александр Второй своим указом ввёл создание различных земских учреждений. Так в Архангельске появились Дворянское депутатское Собрание, выборная городская Дума. После Октябрьской революции 1917 года были сформированы Архангельский городской Совет и губернский Совет народных депутатов. Затем был 1937-й – и вновь реорганизация органов представительной власти, в результате которой образованы Архангельский областной Совет трудящихся и его исполнительный комитет.
Свою роль в становлении современного парламентаризма в стране сыграл сложный и неоднозначный период середины 80-х – начала 90-х годов XX века. Всего за восемь лет страна прошла через политические потрясения: передачу власти от партийных органов Советам народных депутатов; принятие нового закона о выборах, которые стали альтернативными; переход в марте 1990 года к президентской системе правления, августовский путч 1991 года, роспуск Советов, распад СССР.
Годом рождения представительных органов власти в современном понимании стал 1993-й. В результате последнего конституционного кризиса осени 1993 года установился иной политический строй, Российское государство вступило в следующую фазу своего развития. Принятая в 1993 году на Всероссийском референдуме пятая в истории страны Конституция Российской Федерации провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», на основании постановлений главы администрации области 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Архангельское областное Собрание депутатов первого созыва.
 
 
Архангельское областное Собрание депутатов в цифрах
 

№ созыва

Период деятельности (срок полномочий)

Количество  депутатов, осуществлявших полномочия в созыве, в т.ч. женщин

Кол-во мандатов, в т.ч. по партийным спискам

Количество принятых

Кол-во депутатских объединенй

законов

решений

поста-

новлений

1

декабрь 1993г.

июнь 1996г.

(2 года)

37/4

41/-

50

369

-

-

2

июнь 1996г.

декабрь 2000г.

(4 года)

36/7

39/-

208

882

-

1

3

декабрь 2000г.

январь2005г.

(4 года)

39/5

39/-

286

158

972

4

4

январь 2005г.

март 2009г.

(4 года)

69/10

62/31

671

-

2164

5

 5

март 2009г. 

сентябрь 2013г.

(4 года)

 68/19

62/31 

 716

 -

 2004

 6

сентябрь 2013г.  

сентябрь 2018г.          (5 лет)

 72/15

 62/31

665

2014

 5

сентябрь 2018г.

(5 лет)

по настощее время

48/10 

 47/23

 

 

 

 

 

 1 - 3 созыв

мажоритарная избирательная система

 4 - 7 созыв

смешанная избирательная система

 
 
 
Первый созыв (1993 – 1996 гг.)
 
Как всё начиналось…. 
 
 
Выборы первого созыва отличались от формирования Советов. Субъектами выдвижения по-прежнему оставались трудовые коллективы, кандидатами были в основном руководители районов, предприятий, организаций, но выбор был уже альтернативным. Избиратели видели в креслах парламентариев тех, кого знали по работе, ориентируясь по принципу: смог решать задачи и проблемы предприятия – по плечу и проблемы области. Им, профессионалам своего дела, но непрофессиональным политикам и законотворцам, люди готовы были доверить судьбу области на следующие два года.
Ещё не был законодательно закреплён порядок привлечения специалистов к работе в избирательных комиссиях. Работали в них люди достойные, те, кому можно было доверять благодаря их статусу: редакторы газет, руководители организаций, представители профсоюзов, юристы.
Первоначально в декабре 1993 года были избраны 35 депутатов, после повторных выборов 20 марта 1994 года их стало 37 человек, в том числе четыре женщины. Возглавил Архангельское областное Собрание депутатов первого созыва Николай Алексеевич Исаков – глава администрации Пинежского района, его первым заместителем стал Юрий Сергеевич Сивков – начальник цеха ПО «Севмашпредприятие» города Северодвинска.
Деятельность областного Собрания депутатов регламентировалась «Временным положением об организации законодательной и исполнительной государственной власти в Архангельской области», утверждённым Собранием депутатов на первой сессии 21 декабря 1993 года. За период работы с декабря 1993 года по май 1996 года были проведены 25 сессий, приняты 50 законов и 369 решений.
Первоочередной задачей стало решение вопросов, связанных с разработкой и принятием основополагающих документов, таких как Устав области, регламент работы областного Собрания депутатов и областной закон «О порядке разработки, внесения и принятия законодательных актов Архангельской области». Разрабатывались и принимались законодательные акты, связанные с организацией функционирования органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Областным Собранием депутатов были приняты законы о статусе депутата областного Собрания; о местном самоуправлении; об административно-территориальном устройстве и другие.
Первым созывом областного Собрания создавалась законодательная база, способствовавшая формированию и организации работы представительных и исполнительных органов власти на местах. Были приняты законы об областной избирательной комиссии; о выборах главы администрации области, областного Собрания депутатов, органов местного самоуправления.
Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Архангельской области» установил порядок разработки, обсуждения, принятия и исполнения бюджета, а также ответственность за распределение и использование бюджетных средств.
Сама жизнь ставила актуальные задачи: в связи со сложным финансовым положением и спадом производства депутаты ежеквартально утверждали областной бюджет, обсуждали вопросы стабилизации экономической ситуации, положение дел в капитальном строительстве, химико-лесном и аграрном комплексах, народном образовании и здравоохранении области. Именно поэтому разрабатывались и принимались законопроекты по вопросам бюджетов территориального дорожного и внебюджетного экологического фондов; фонда территориального обязательного медицинского страхования; об упрощении системы налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства; об образовании и другие.
В порядке законодательной инициативы депутаты первого созыва внесли предложение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о разработке и принятии законов «О государственном оборонном заказе», «О государственном (казённом) заводе», «О государственной политике в северных регионах Российской Федерации». На сессиях областного Собрания принимались обращения и вносились предложения Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации в связи с событиями в Чеченской Республике, о включении в федеральные инвестиционные программы предложений Архангельской области, о принятии мер по исправлению критического положения дел на предприятиях военно-промышленного комплекса области. Обращения касались и необходимости внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство.
В период работы первого созыва начинает активно развиваться межпарламентское сотрудничество. 17 августа 1994 года в Вологде состоялось совещание представителей законодательных органов власти субъектов Северо-Западного региона Российской Федерации, на котором было предложено образовать Северо-Западную Парламентскую Ассоциацию, организовав тем самым совместную законотворческую работу. Архангельское областное Собрание депутатов наряду с законодательными органами государственной власти Северо-Запада России, ощущая острую потребность во взаимодействии и консолидации усилий по решению проблем региона, поддержало это предложение, и 17 ноября 1994 года в Вологде состоялась Первая (учредительная) Конференция, на которой был подписан Договор об образовании Северо-Западной Парламентской Ассоциации и принят ее Устав. Областное Собрание депутатов на мероприятиях представлял первый заместитель председателя Юрий Сергеевич Сивков.
Главная цель создания Ассоциации, определённая в ее Уставе, – содействовать развитию правового государства, демократии и парламентаризма, выработке согласованного подхода к проведению политических, экономических и социальных реформ, укреплению контактов и диалога между парламентами и парламентариями, в том числе и зарубежных стран. Таким образом, было положено начало межпарламентскому сотрудничеству, которое стало неотъемлемой частью деятельности законодательного органа.
Первый созыв Архангельского областного Собрания депутатов работал в период формирования новой системы государственного управления, в условиях острого социально-экономического кризиса. Именно поэтому принимаемые законы определяли в основном правовое положение области в целом и отдельных административно-территориальных образований, структуру и порядок формирования органов государственной власти области и органов местного самоуправления. 

 

 

Второй созыв (1996-2000 гг.)

 

Новый виток развития...

 

 
Выборы депутатов второго созыва состоялись 16 июня 1996 года одновременно с выборами Президента Российской Федерации. Благодаря работе парламентариев первого созыва выборы во второй созыв проводились уже на основании областного закона. Использовалась мажоритарная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей. Были образованы 39 одномандатных избирательных округов.
Принципиально новым в выборах второго созыва стало участие избирательных объединений и блоков. В стране складывается система многопартийности, и в области появляются первые реальные признаки формирования новой политической системы. Необходимо отметить, что выборы протекали в напряжённой обстановке: в сложных экономических условиях людям было не до политики, реформы так потрясали, что у россиян просто не было времени всё осмыслить и сориентироваться в изменяющейся ситуации. Всё это и, как следствие, нарастание социальных проблем обусловили выбор избирателей, пожелавших видеть среди депутатов и представителей социальной сферы.
Председателем Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва был избран начальник управления автомобильных дорог Архангельской области Вячеслав Иванович Калямин. Заместителями стали Юрий Сергеевич Сивков, являвшийся первым заместителем председателя облсобрания первого созыва, и глава администрации Плесецкого района Валерий Егорович Харитонов. По сравнению с первым созывом срок полномочий парламентариев увеличился до 4 лет.
За время работы депутатов второго созыва была проведена 31 сессия, приняты 208 областных законов, вынесены 882 решения, значительная часть которых была связана с вопросами экономики и социальной сферы региона, с деятельностью органов государственной власти области.
В структуре Собрания были образованы 9 постоянных депутатских комиссий. Решением сессии была зарегистрирована одна фракция депутатов – «Союз Архангела Михаила». Для решения конкретных вопросов и проблем в Собрании создавались временные рабочие группы. Работа депутатов второго созыва, особенно в первые годы, шла в условиях продолжающегося спада производства, снижения жизненного уровня населения, повсеместной задержки выдачи зарплаты, пенсий, пособий. Именно поэтому особое внимание уделялось рассмотрению и реализации областной программы «Об основных направлениях выхода экономики области из кризиса», вопросам бюджетной и социальной политики. Был принят закон о контрольно-счётной палате областного Собрания; приняты областные законы «О социальной норме площади жилья», «Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области», «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Если работа депутатов первого созыва велась в условиях становления представительных органов государственной власти и была сосредоточена в основном на определении правового поля области, то парламентарии второго созыва в своей работе вышли на новый виток развития. За четырёхлетний период сложились тесные взаимоотношения с субъектами законодательной инициативы в Северо-Западном регионе России. На базе Архангельского областного Собрания депутатов в 1997 году состоялась X Конференция Парламентской Ассоциации, в ходе которой обсуждались важнейшие вопросы деятельности регионов, практика работы федеральных и региональных законодательных органов власти. Был образован постоянный комитет Парламентской Ассоциации по науке и высшей школе, председателем которого был утверждён депутат Архангельского областного Собрания Павел Иванович Сидоров. По инициативе областных депутатов на конференции были рассмотрены вопросы о необходимости создания Северо-Западного отделения РАМН, а также о мерах по обеспечению бесперебойного вывоза отработанного ядерного топлива за пределы города Северодвинска.
Начинается и международное сотрудничество: с Северным Советом, Региональным Советом Баренцева/Евроарктического региона, зарубежными парламентами. В этот период депутаты в составе областных делегаций участвовали в презентациях Архангельской области за рубежом, в переговорах по культурному обмену и региональному сотрудничеству с Северными странами, в международных парламентских конференциях и форумах Баренцева региона.
 
 
Третий созыв (2000 - 2004гг.)
 
Опыт предшественников и новые инициативы – на благо области…
 
 
Выборы в областное Собрание третьего созыва состоялись 18 июня 2000 года по 39 одномандатным избирательным округам, формирование которых проводилось по принципу примерного равенства числа избирателей.
Главным отличием выборов третьего созыва, свидетельствовавшим о сложившейся качественно новой избирательной системе области, стало не только самовыдвижение кандидатов, выдвижение кандидатов от групп избирателей (как это было в предыдущие созывы), но и от избирательных блоков. Свои кандидатуры предложили избирательные блоки «Честная политика», «Солидарность», Архангельское региональное отделение Общероссийского политического общественного движения «Демократическая Россия» и Архангельская организация «Аграрной партии России».     
263 кандидата были включены в бюллетени для тайного голосования. 23 кандидата получили статус депутата областного Собрания, 8 из них – представители второго созыва. В 16 избирательных округах выборы не состоялись по причине низкой явки избирателей. Перед областью встала серьёзная проблема – из-за отсутствия кворума депутаты не могли принимать законы, в том числе и областной бюджет на следующий год. Более того, отсутствие легитимности не позволяло начать работу по приведению областного законодательства в соответствие с активно изменяющимся федеральным. Потому так важно было максимально быстро, насколько позволял закон, провести повторные выборы, которые и состоялись 3 декабря 2000 года. Были избраны 14 депутатов, а 25 марта 2001 года – ещё два. Возглавил областное Собрание депутатов генеральный директор ОАО «Севералмаз» Виталий Сергеевич Фортыгин. Его заместителем был избран Николай Алексеевич Исаков – председатель комитета международных, межрегиональных связей и национальной политики администрации Архангельской области, заместитель председателя правительства.
Особенностью состава депутатского корпуса третьего созыва стал приход в Собрание представителей бизнеса. И это понятно и логично: избиратели оказали доверие в том числе тем, кто выстоял в очень тяжёлое с экономической точки зрения время, а значит, и мог способствовать развитию области.
Четырёхлетняя работа депутатов третьего созыва шла в условиях стабилизации экономики, роста производства в промышленных отраслях, наметившейся тенденции к выходу из кризиса в социальной сфере. В стране началась активная работа по государственному переустройству, в том числе по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местным самоуправлением. Всё это определило главную задачу парламентариев третьего созыва – приведение областного законодательства в соответствие с федеральным, стало импульсом его динамичного развития. Реагируя на требования жизни, учитывая развитие федерального законодательства, областные парламентарии решали самые актуальные вопросы, вносили с учётом реалий поправки в действующие законы, отменяли устаревшие, разрабатывали и принимали новые.
Были проведены 40 сессий, на которых рассмотрено более 900 вопросов, приняты 286 законов, 972 постановления и 158 решений. Среди основных направлений работы – вопросы бюджетного и налогового регулирования, государственного строительства, местного самоуправления, промышленности, транспорта, торговли, охраны здоровья населения.
С самого начала деятельности законодательного органа государственной власти Архангельской области перед депутатами стояли задачи формирования законодательной базы, способной обеспечить предприятиям различных форм собственности, финансово-кредитным учреждениям благоприятные экономические условия функционирования и развития. Была проведена большая работа по вопросам приватизации государственного имущества в области, лесопользования, порядка предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости, дорожной деятельности.
Важно, что за четыре года были приняты более 20 законов социальной направленности, ориентированных на поддержку малообеспеченных граждан, социальную реабилитацию инвалидов, на защиту материнства и детства, поддержку образования и культуры. Впервые в Архангельской области был введён институт уполномоченного по правам человека.
Продолжает развиваться международное сотрудничество. Депутаты областного Собрания принимали участие в парламентской программе обмена Северного Совета, конференциях парламентариев Балтийских стран, семинарах молодых политиков Баренцева региона, где обсуждались вопросы экономической политики и информационных технологий, СМИ и охраны окружающей среды на Севере. С 2001 года завязываются тесные контакты областного Собрания депутатов и законодательного Собрания штата Мэн, США. В рамках сотрудничества осуществлялись регулярные рабочие визиты американских парламентариев в Архангельск.
 
 
Четвёртый созыв (2004 – 2009гг.)
 
Повышая эффективность законодательства…
 
 
Состав областного Собрания четвёртого созыва был сформирован в конце 2004 года. На выборах 19 декабря были избраны 56 депутатов из 62. На повторных выборах 13 марта 2005 года – еще 6 депутатов. Это была совершенно иная выборная кампания – и по эмоциональному накалу, и по принципу выдвижения кандидатов. Повышение активности политических партий, усиление их влияния на общественные процессы определили систему, по которой должны были проводиться выборы. Впервые предпочтение было отдано смешанной системе выборов – пропорционально-мажоритарной: кандидаты выдвигались и от избирателей, и от общественных объединений. Таким образом, был сформирован парламент классического типа в составе 62 человек. Сегодня в областном Собрании успешно действуют пять фракций: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ», «Справедливая Россия». Всех их, столь идеологически разных, объединяет общая цель – развитие и процветание Архангельской области. 
Сохранилась тенденция прихода во власть представителей бизнеса, большинство депутатов являются предпринимателями: состоявшись в деловом мире, они пришли в сферу политики, чтобы и здесь применить свои знания и опыт. Среди парламентариев также учителя, врачи, руководители муниципальных и государственных предприятий, представители профсоюзов. Председателем вновь стал Виталий Сергеевич Фортыгин, который является и руководителем Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Его заместители: Елена Андреевна Вторыгина – председатель комитета по делам женщин, семьи и молодёжи администрации области, Александр Ефимович Поликарпов – первый заместитель главы администрации области по управлению ресурсами и имущественным комплексом, Дмитрий Владимирович Таскаев – генеральный директор ООО «Карат НЛ».
К началу работы четвёртого созыва областного Собрания законотворческая деятельность в области уже довольно прочно встала на накатанные рельсы. Этому способствовали и стабилизация ситуации в стране, и опыт первых трёх созывов, и активно начатая предыдущими депутатами работа по совершенствованию законодательной базы области, а также знания и опыт, приобретённые в результате межпарламентской и международной деятельности.
Работа областного Собрания чётко структурирована, образованы 10 комитетов, отлажена система внесения, рассмотрения, отклонения и принятия законопроектов. За период деятельности четвёртого созыва принят 671 закон, столь большая цифра связана с масштабными реформами в стране и с кардинальным изменением федерального законодательства. Так, значительная работа была проведена в связи с принятием Федерального закона № 122, национальных проектов, Жилищного кодекса Российской Федерации, закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Для организации эффективного взаимодействия между муниципальными образованиями области в марте 2005 года был создан Координационный совет представительных органов муниципальных образований при областном Собрании депутатов. В рамках Совета муниципальные образования разделились на 6 территориальных групп, что позволило формировать общие предложения по законодательным инициативам.
Со времени становления законодательной системы области прошло уже немало лет. За этот период пришло понимание того, что недостаточно просто принять закон. Важно отследить, как он работает на практике, определить его сильные и слабые стороны, реакцию населения области на принятые решения. С этой целью в четвёртом созыве начал проводиться мониторинг законодательства и правоприменительной практики. Итогом такой работы является ежегодный доклад председателя областного парламента «О состоянии законодательства в Архангельской области». Таким образом, законодательная и политическая система региона прошла путь от решений, нередко принимаемых интуитивно, под влиянием требований времени, к деятельности, подкреплённой законами, основанной на чётком понимании экономической ситуации, происходящих в обществе процессов, осознании места Архангельской области в стране и мире. 
За последние годы укрепились связи с региональными парламентами Северо-Запада России. Парламентская Ассоциация Северо-Запада России продолжила свою работу по рассмотрению вопросов законотворческой деятельности федерального и регионального уровней, проблем, связанных с принятием федеральных законов, анализом правоприменительной практики. Архангельск неоднократно становился местом встреч участников конференций и выездных заседаний постоянных комитетов. В период с сентября 2005 года по декабрь 2006 года в соответствии с требованием ежегодной ротации Парламентскую Ассоциацию возглавлял председатель Архангельского областного Собрания депутатов Виталий Сергеевич Фортыгин. Под его председательством состоялись три президиума и две конференции Парламентской Ассоциации. По итогам работы этой организации в 2006 году представители региональных парламентов Северо-Запада России высоко оценили вклад Архангельского областного Собрания депутатов в развитие межпарламентских контактов.
Активно развивается и международное сотрудничество. За период деятельности четвёртого созыва областное Собрание депутатов посетили 16 иностранных делегаций, в том числе из Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции, Польши и США. В сентябре 2008 года состоялся ознакомительный визит в Архангельск делегации Северного Совета. В свою очередь депутаты областного Собрания более двадцати раз выезжали за рубеж для участия в международных встречах, конференциях, форумах, парламентских программах обмена. Устойчивое развитие и повышение благосостояния североевропейского региона, активизация работы по открытию нового Северного транспортного коридора, глобальное изменение климата – вот далеко не полный перечень вопросов, обсуждаемых депутатами областного Собрания на мероприятиях за рубежом. Стоит отметить, что география международного сотрудничества, как и тематика обсуждаемых на встречах вопросов из года в год расширяются в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед нами время.
Знаковым событием стало и создание в мае 2006 года Молодёжной палаты. Приобщение молодёжи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры, стимулирование заинтересованности молодых людей в развитии области – всё это вошло в число приоритетов деятельности Архангельского областного Собрания депутатов. Нет сомнений, что вовлечение в общественные процессы молодёжи, ее воспитание – хорошие инвестиции в будущее, залог развития и процветания области.
История Архангельского областного Собрания депутатов, насчитывающая 15 лет, продолжается. Это история становления, развития, совершенствования парламента как представительного, законодательного органа государственной власти, играющего определённую роль в политической жизни области. Это история, неотделима от истории развития региона в целом.
Успешной деятельности областного Собрания депутатов на протяжении всех этих лет способствовали и способствуют сейчас многие люди – профессионалы своего дела, как занявшие кресла парламентариев, так и специалисты, работающие в аппарате Собрания, чьи знания и опыт направлены на благо Архангельской области.
За сравнительно небольшой период деятельности областного Собрания депутатами были 138 человек, из них 20 женщин. В состав каждого из четырёх созывов по воле избирателей входил Юрий Сергеевич Сивков. Среди парламентариев и те, кому избиратели трижды оказывали своё доверие, это Алексей Федорович Верещагин, Михаил Аркадьевич Гмырин, Евгений Алексеевич Зарума, Александр Петрович Иванов, Николай Алексеевич Исаков, Николай Павлович Кашин, Александр Алексеевич Корыгин, Александр Иванович Саблин, Михаил Сергеевич Силантьев, Евгений Вадимович Ухин, Александр Иванович Шашурин. А пятнадцать депутатов областного Собрания работали на протяжении двух созывов.
Эффективность работы депутатов во многом зависит и от самих жителей области, направляющих свои обращения, предложения на рассмотрение депутатов, акцентирующих их внимание на злободневных вопросах, подсказывающих возможные пути решения различных проблем.
Нет сомнений в том, что укрепление социально-экономических и политических позиций области невозможно без развития представительных органов местного самоуправления. Говорить о существующей сегодня региональной законодательной системе следует с позиций критического осмысления в целях её совершенствования. Развитие демократического общества, построение цивилизованной правовой системы возможны только при условии чёткого представления о пути, по которому пойдет Архангельская область.
 
 
5 созыв
 
Преодолевая кризис…
 


Выборы депутатов Архангельского областного Собрания пятого созыва состоялись 1 марта 2009 года и проводились по смешанной системе: 31 депутат избран по одномандатным округам (средняя норма представительства на один депутатский мандат – 33213 избирателей); 31 депутат – по партийным спискам.
Председателем вновь стал Виталий Сергеевич Фортыгин, который является и руководителем Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Его заместители: Антонина Андреевна Драчева (до избрания – генеральный директор ООО «Беломорский лес»), Александр Ефимович Поликарпов (до избрания – заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва). В рамках Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва образовано 14 комитетов, зарегистрировано 4 депутатских фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и «ЛДПР».

За период деятельности депутатов Архангельского областного Собрания пятого созыва состоялось 48 сессий, принято 716 законов и 2004 постановления. 

Пятый созыв депутатов Архангельского областного Собрания начал работу в непростые времена мирового экономического кризиса. Поэтому, уделяя самое пристальное внимание экономике региона, депутаты активно занимались подготовкой законодательной базы для реализации комплекса мер по стабилизации положения в области, по защите северян от последствий кризисных явлений.
Депутатами Архангельского областного Собрания пятого созыва проведена серьезная работа по формированию нормативно-правовой базы для обеспечения реформ образования, здравоохранения, социальной сферы. 
Кроме того, именно в этом созыве были приняты принципиально новые законы, серьезно влияющие на политическую ситуацию в области:о гарантиях равенства политических партий, представленных в Архангельском областном Собрании депутатов при освещении их деятельности региональными электронными СМИ, об Общественной палате Архангельской области, о гражданской законодательной инициативе. Были внесены изменения в Устав Архангельской области, в соответствии с которыми срок полномочий Губернатора Архангельской области и Архангельского областного Собрания депутатов увеличен до 5 лет.

Как самостоятельный орган теперь действует и контрольно-счетная палата Архангельской области, что позволяет тщательно и объективно оценивать эффективность использования бюджетных средств.

Именно в период работы Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва были приняты законы, в соответствии с которыми в области учреждены посты Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В пятом созыве Архангельского областного Собрания депутатов была создана Молодежная палата при Архангельском областном Собрании депутатов. Молодежная палата является коллегиальным совещательным органом, созданным в целях содействия в приобщении молодежи к парламентской деятельности, формирования ее правовой и политической культуры, поддержки гражданской активности. Молодёжная палата сформирована на конкурсной основе, в её состав вошли 30 человек– представители различных политических партий и общественных организаций. В рамках деятельности Молодежной палаты было организовано 5 отраслевых комиссий.

Активный и конструктивный диалог идет с муниципальными образованиями Архангельской области. Еще в четвертом созыве при Архангельском областном Собрании депутатов был создан Координационный совет представительных органов муниципальных образований Архангельской области, который и стал площадкой для такого диалога. С 2009 года было проведено 17 заседаний Координационного совета. При этом 13 из них были выездными, что позволило максимально приблизить деятельность Координационного совета к практике работы представительных органов местного самоуправления и обеспечить единство методологии властно-политической деятельности в Архангельской области.

Открытость и доступность стали приоритетами работы Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. Деятельность Архангельского областного Собрания депутатов широко освещается, организована прямая видеотрансляция сессий Архангельского областного Собрания депутатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Не менее значимы для взаимодействия с обществом стали общественные экспертные советы, впервые созданные при Архангельском областном Собрании депутатов, как постоянно действующие совещательные органы, осуществляющие свои полномочия на общественных началах. В пятом созыве Архангельского областного Собрания депутатов действует шесть общественных экспертных советов: по культуре; по туризму; по инвестициям, собственности и предпринимательству; по образованию; по вопросам женщин, семьи и детей; по противодействию распространению курения табака. Советы созданы в целях организации работы по выработке предложений по совершенствованию законодательства в сфере реализации государственной политики. В своей деятельности советы привлекают в качестве экспертов представителей научного сообщества, общественных организаций и объединений.

Укрепились контакты Архангельского областного Собрания депутатов с региональными законодательными органами Северо-Запада России, с зарубежными партнерами. Подписаны договоры о сотрудничестве с Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, Законодательным Собранием Ленинградской области, Меморандум о сотрудничестве между Архангельским областным Собранием депутатов и Советом автономной провинции Тренто Итальянской Республики. 
Архангельским областным Собранием депутатов организован и проведен Третий Международный Форум молодых политиков Северо-Запада России и Северных стран, посвященный вопросам трудоустройства и образования молодежи. Форум собрал молодых депутатов, представителей университетов и молодежных организаций 9 субъектов Северо-Западного федерального округа, членов Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, межрегиональной общественной организации «Национальное Собрание Молодых Депутатов». На форум в Архангельск также приехали 17 зарубежных участников из пяти Северных стран – депутаты национального, регионального и муниципального уровней, члены Северного Совета и Северного молодежного Совета.
 
 
6 созыв

Следуя федеральному курсу… 

 
Выборы депутатов Архангельского областного Собрания шестого созыва состоялись 8 сентября 2013 года и проводились по смешанной системе: 31 депутат избран по одномандатным округам, 31 депутат – по партийным спискам. Срок полномочий депутатов Архангельского областного Собрания шестого созыва составляет 5 лет.

Председателем избран Новожилов Виктор Феодосьевич (до избрания –председатель совета директоров ООО «Диал-Север», депутат Вельского района с 2004 по 2012 годы). Его заместителями стали: Сердюк Юрий Иванович (до избрания – глава муниципального образования «Приморский муниципальный район»), Чесноков Игорь Александрович (до избрания – председатель комитета по образованию и высшей школе Архангельского областного Собрания депутатов четвёртого созыва), Виноградова Надежда Ивановна (до избрания – административный директор ЗАО «Лесозавод 25», заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва), Моисеев Сергей Вениаминович (до избрания – председатель Архангельской городской Думы), Фортыгин Виталий Сергеевич (до избрания – председатель Архангельского областного Собрания депутатов третьего, четвёртого и пятого созывов).
В структуре Архангельского областного Собрания образовано 14 комитетов и 5 депутатских фракций: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», «ЛДПР», «РОДИНА».
За период деятельности Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва проведено 56 сессий, принято 665 законов и 2014 постановлений.

Депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва были сконцентрированы на законотворческой работе, в максимальной степени отражающей интересы жителей региона: федеральное законодательство «адаптировалось» к условиям Архангельской области, уточнялись его отдельные положения с учётом особенностей нашего региона. 

На федеральном уровне были приняты серьезные изменения, которые касались территориальных, организационных основ местного самоуправления, а также перераспределения полномочий между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов в различных сферах деятельности по решению вопросов местного значения.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации установлен альтернативный вариант избрания глав сельских поселений на муниципальных выборах.
Также установлены критерии определения городских поселений области, главы которых избираются представительными органами таких поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В состав формируемых комиссий по проведению конкурса на замещение должности главы муниципального района или городского округа Архангельской области входят, в том числе, и депутаты Архангельского областного Собрания депутатов.


2017 год стал юбилейным в истории Архангельской области. Постановлением ВЦИК СССР от 23 сентября 1937 года образована Архангельская область с центром в городе Архангельске. В рамках мероприятий, посвященных этому знаковому для региона событию, впервые в Архангельском областном Собрании депутатов проведен День муниципального образования. В работе сессии Архангельского областного Собрания депутатов приняли участие глава и председатель представительного органа Вельского муниципального района.

Изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации, наделили субъекты Российской Федерации полномочиями по нормативному регулированию вопросов, связанных с созданием региональных систем капитального ремонта. За период работы Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва принято 22 областных закона в развитие базового областного закона по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области. Основная цель такой работы – создание эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта и вовлечения в процесс собственников помещений многоквартирных домов в Архангельской области. 

Изменился подход к вопросу предоставления мер социальной поддержки семьям, воспитывающим детей. Принятый комплексный областной закон «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» исходит из принципа адресности и применения критерия нуждаемости. 

Важным направлением работы для депутатов шестого созыва Архангельского областного Собрания депутатов стала государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства. Поддержаны многие инициативы, в том числе по вопросам сокращения сроков и затрат на реализацию инвестиционных проектов, сокращения административных процедур при строительстве объектов жилищного и иного назначения. Соответствующие изменения внесены в Градостроительный кодекс Архангельской области.

В рамках реализации областного закона «О парламентском контроле в Архангельской области» большое внимание уделялось работе органов исполнительной власти Архангельской области. Многие вопросы рассматривались в рамках «правительственных часов», депутатских слушаний, «круглых столов», на которых были выработаны конкретные рекомендации для решения социально-экономических проблем Архангельской области.

Начиная с 2017 года, изменился подход Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к рассмотрению законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. Выстраивается более эффективная модель взаимодействия между профильными комитетами Госдумы и региональными законодательными органами. Особая роль отводится Совету законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации, при поддержке которого субъекты Российской Федерации получают рекомендации, способствующие принятию законодательных инициатив. В связи с этим законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано предварительно направлять законопроекты, подготовленные к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, на рассмотрение в Совет законодателей, предусмотрев эту норму в своих регламентах. Соответствующие изменения были приняты Архангельским областным Собранием депутатов.

Продолжая традиции пятого созыва, в шестом созыве Архангельского областного Собрания депутатов действует восемь общественных экспертных советов по различным отраслям: по культуре; по туризму; по образованию; по вопросам семейной политики; по вопросам устойчивого развития сельских территорий; по вопросам природопользования и экологии; по вопросам государственной национальной политики и межнациональных отношений; по здравоохранению. Обсуждение законопроектов с представителями общественности позволяет значительно повысить качество подготовки нормативных актов, максимально учесть все нюансы, убрать возможные шероховатости еще на стадии формирования нормативного правового акта.

На период действия шестого созыва Архангельского областного Собрания депутатов в целях приобщения молодежи к парламентской деятельности была создана Палата молодых депутатов. В состав Палаты молодых депутатов вошли депутаты представительных органов поселений, городских округов и муниципальных районов Архангельской области, возраст которых не превышал 35 лет на день принятия соответствующего распоряжения председателя Архангельского областного Собрания депутатов на основании представлений председателей представительных органов. Координацию деятельности Палаты молодых депутатов осуществляет комитет Архангельского областного Собрания депутатов по молодежной политике и спорту. Председателем Палаты молодых депутатов является председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по молодежной политике и спорту.

Координационный Совет представительных органов муниципальных образований Архангельской области остается востребованной площадкой, на которой осуществляется не только обсуждение проблемных вопросов социально-экономического развития Архангельской области, но и происходит выработка совместных решений. Работа в формате «мозгового штурма» дает положительный результат и существенно влияет на развитие нормотворческого процесса в представительных органах муниципальных образований Архангельской области и формирование законодательной базы Архангельской области в целом. С 2013 года было проведено 19 заседаний Координационного совета, в том числе 14 из них были выездными в муниципальные образования Архангельской области.

В мае 2017 года депутаты Архангельского областного Собрания представляли законодательный орган Архангельской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках Дней Архангельской области. Совместно с Губернатором Архангельской области и Правительством региона проведена презентация Архангельской области как субъекта Российской Федерации, расположенного в Арктической зоне. На заседаниях профильных комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обозначены проблемы социально-экономического развития области, ряд которых требует решения на федеральном уровне.

Архангельское областное Собрание депутатов шестого созыва продолжает активно участвовать в работе Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по рассмотрению наиболее важных вопросов общественно-политической и социально-экономической жизни Северо-Западного федерального округа, а также выработке предложений по внесению изменений в федеральное законодательство.
С ноября 2016 года председатель Архангельского областного Собрания депутатов В.Ф. Новожилов возглавляет Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада России.

В 2017 году делегация Парламентской Ассоциации Северо-Запада России приняла участие в работе Пятого парламентского форума «Северное измерение». Площадкой для форума стал Европейский Парламент. В Брюсселе собрались законодатели из стран Европейского Союза, Норвегии, Исландии и России. В состав российской делегации вошли члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и представители региональных парламентов Северо-Западного федерального округа – члены Парламентской Ассоциации.
 
 
7 созыв

Женский взгляд в региональном парламенте… 

 
Выборы депутатов Архангельского областного Собрания седьмого созыва состоялись 9 сентября 2018 года и проводились по смешанной системе: 24 депутатов избраны по одномандатным округам, 23 депутата – по партийным спискам.
Председателем 7 созыва впервые в истории Архангельского областного Собрания стала женщина. Региональный парламент возглавила Прокопьева Екатерина Владимировна (до избрания – заместитель председателя Правительства Архангельской области).
Ее заместителями стали: Виноградова Надежда Ивановна (до избрания – заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов пятого и шестого созывов), Дятлов Александр Владимирович (до избрания – председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по природопользованию и экологии), Чесноков Игорь Александрович (до избрания – заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по образованию и науке).

В структуре Архангельского областного Собрания образовано 11 комитетов и 4 депутатские фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, «ЛДПР», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Сегодня перед депутатским корпусом Архангельского областного Собрания седьмого созыва поставлены важные стратегические цели. Они касаются сферы здравоохранения, образования, культуры, социальной политики, вопросов дорожного строительства, сельского хозяйства, развития малого и среднего бизнеса – всех тех вопросов, которые сейчас волнуют жителей региона. 
В связи с этим актуальным направлением работы депутатов Архангельского областного Собрания седьмого созыва является контроль за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Успех реализации национальных проектов во многом будет зависеть от скоординированной работы органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, бизнеса, общественных объединений и научного сообщества.

Координационный Совет представительных органов муниципальных образований Архангельской области продолжает быть востребованной площадкой для обсуждения актуальных проблем реализации реформы местного самоуправления, взаимодействия с контрольно-надзорными органами и многих других. Этот формат общения полезен как для депутатов Архангельского областного Собрания депутатов и представителей государственных органов исполнительной власти Архангельской области, так и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. В текущем периоде состоялось 4 заседания Координационного совета, в том числе 2 из них были выездными в муниципальные образования Архангельской области.

При Архангельском областном Собрании депутатов создано 4 экспертно-консультативных совета по законодательству: в сфере жилищной политики и коммунального хозяйства, в сфере культурной политики и туризма, в сфере здравоохранения и социальной политики, в сфере образования. Это – развитие уже имеющейся практики участия общественных объединений и иных организаций в выработке предложений по совершенствованию регионального законодательства. 

Продолжается деятельность Архангельского областного Собрания депутатов в Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, осуществляющей общую стратегию в решении социально-экономических проблем, важных для населения регионов Северо-Западного федерального округа. В 2018 году обновлен состав постоянных комитетов Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, в которые вошли 18 депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва.
 

Последнее обновление: 28.10.2019 17:45:37