Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона:
Ц
Ц
Ц

Архангельское областное Собрание депутатов (официальный сайт)


Вы можете перейти на обычную версию сайта

ГЛАВНАЯПовестка сессии ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ
График заседаний комитетовАКТУАЛЬНО  ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ  Символы  Общая информация  Состав и структура  План работы  Информация о работе  Наградная деятельность  Местное самоуправление  Сотрудничество  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ  ФОТОГАЛЕРЕЯ  ЗАКОНЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ  ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ  КОНТАКТЫ  ОФИЦИАЛЬНЫЕ СМИ  Гражданская служба  Противодействие коррупции  Палата молодых депутатов  ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СОВЕТЫ  Обращения  ЗАКУПКИ  

версия для печати


Трибуна депутата


"МНОГОДЕТНЫЕ - ЭТО СКОЛЬКО?" ("", "Правда Севера" 18 апреля 2015 И.Агафонов)


В начале апреля состоялось очередное заседание общественного экспертного Совета по вопросам семейной политики при Архангельском областном Собрании депутатов. Обсуждался вопрос «Об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области».
Прокомментировать итоги заседания я попросила председателя экспертного Совета, заместителя председателя областного Собрания депутатов, одного из разработчиков закона по поддержке многодетных Надежду Виноградову.
- Областной закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей» – рождался после предыдущего кризиса 2008-го, и тогда у нас много времени ушло на его обсуждение, и не меньше – на то, чтобы закон принять. Область ведь никогда не шиковала – в смысле возможностей бюджета. Поэтому мы дотошно мониторили ситуацию, много общались с теми, кому закон мог адресно помочь.
- Тем не менее, он оказался несовершенен?
- Это как посмотреть… Если с 2011 года число многодетных семей выросло почти в два раза, то, надеюсь, и благодаря тому, что люди поверили в возможность поднять на ноги нескольких детей. Значит, закон работал. С другой стороны, мы получили массу пожеланий по его совершенствованию. И это – не смотря на то, что перечень льгот и пособий достаточно широк. Есть скидка на коммунальные услуги или приобретение топлива, 30-процентная компенсация на содержание детей в ДОУ, ежемесячные выплаты на проезд, на питание ребенка, ежегодные – на приобретение одежды, единовременные – на приобретение инвентаря. Есть также субсидии на приобретение транспортных средств, улучшение жилищных условий и так далее… Вообще наша область - на первом месте среди регионов Северо-Запада по разновидности мер соцподдержки.
- В связи с чем тогда возникла необходимость коррекции закона?
- Много мер - не значит «эффективны». В чем мы и убедились, анализируя работу закона в течение трех лет. Поэтому хотелось понять: нужны ли они все? Может, от каких-то можно отказаться, увеличив другие? Например, изменить само понятие многодетной семьи, которая подпадает под помощь государства.
Я общалась с семьей, где «семеро по лавкам». Несовершеннолетних – двое. Остальные – старше 18, но все живут с родителями в старой деревяшке. Как такой семье без статуса многодетной? Поэтому нас давно просят изменить норму закона и считать многодетной семью, где старшему из детей исполнилось 23, а не 18 лет. Но чтобы «всего лишь» поменять «18» на «23», требуется найти 343 миллиона рублей. Лукавить не буду: лишних денег в бюджете нет. Вот мы и обсуждали на Совете с экспертами, прокуратурой, педагогами буквально каждое поступившее предложение, смотрели, есть ли альтернатива этому.
- Надежда Ивановна, вопрос от мамы одного ребенка: к чему такая гиперопека многодетных? Зачем финансировать каждую меру отдельно? Почему нельзя помогать семье в зависимости от числа детей? Допустим: один ребенок – тысяча в месяц, десять детей – десять тысяч…
- Мы не утверждаем, что все без исключения мамы не могут сами рационально распоряжаться деньгами. Но, к сожалению, таких много. Поэтому подход к целевым тратам достаточно строгий. Любая субсидия идет на конкретные цели. То есть мы уверены: квартира оплачена, ребенок накормлен, с проездом проблем нет, на топливо дали…
- Сколько должна зарабатывать семья, чтобы получать поддержку от государства?
- Вопрос «кого считать малоимущим» всегда был дилеммой. Мне кажется, можно было бы ориентироваться на два прожиточных минимума на человека или среднюю пенсию в стране. Сегодня это около 15 тысяч рублей. Понятно, что если в семье семеро детей, родители просто не найдут, где заработать 120 тысяч. Вот таким семьям и следует помогать – например, субсидией на жилье. Потому что крыша над головой – главная для всех проблема. Не питание, не дрова, не проезд, не автомобиль...
Поэтому члены экспертного Совета были единодушны: субсидия в два миллиона рублей на улучшение жилищных условий должна зависеть от количества всех детей, а не только несовершеннолетних. И лучше отказаться от каких-то других мер, но помочь в этом. Представители общественных организаций обрадовались, что мы пошли по этому пути. Поэтому мы дали поручение министерству соцзащиты обсчитать, во что это выльется.
- Вторым важным вопросом, требующим поправок в законе, стало обеспечение многодетных семей земельными участками для строительства жилья.
- Тут тоже ситуация двоякая. С одной стороны, в Архангельской области в этом вопросе не все так плохо: трети семей, заявившихся на получение участков, их выделили. Но… Из 2105 участков электроснабжением обеспечены 617, водоснабжением – 338, газоснабжением – 100, канализацией – 97, грунтовой дорогой – 661. Понятно, что люди не хотят строиться там, где нет должной инфраструктуры. Кроме того, у многодетных нет средств на строительство. Поэтому примерно 30% выделенных в городах участках были проданы. И семьи снова попали в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получается, льгота не работает. И это - системная ошибка законодательства.
Но если области для обеспечения участков инфраструктурой требуется более 4 млрд. рублей, может быть, есть смысл как-то иначе потратить эти деньги? Тем более что с 1 марта нам позволяет это делать федеральное законодательство: если мы не можем обеспечить семью земельным участком, вправе предложить ей альтернативную меру соцзащиты. И тут мы опять возвращаемся к вопросу с жильем. По нашим расчетам, правильнее и не дороже – строить малоэтажные дома и давать людям квартиры. Это позволит сразу решить главную проблему любой многодетной семьи. Второй вариант – выдавать семьям сертификаты на улучшение жилищных условий. Допустим, живут люди в двухкомнатной квартире – сертификат позволит переехать в трехкомнатную.
- Вы говорили, что для решения вопросов по одним льготам, возможно, придется отказаться от других. Каких, например?
- Например, обсуждался вопрос по поводу выделения миллиона рублей на автомобиль семье, где появился седьмой ребенок. Логика была такая: во-первых, некоторые семьи впоследствии продают купленные машины, а взамен покупают откровенную рухлядь. Разницу тратят на первоочередные нужды. Во-вторых, в тех же школах вызывает недоумение мама-автомобилистка, дети которой питаются бесплатно. Возможно, средства и с этой статьи будет уместнее направить на решение жилищных вопросов.
- Когда эти вопросы будут решены окончательно?
- В мае мы выходим на формирование бюджета на будущий год, и уже будем иметь на руках цифры по каждому из обсуждавшихся на Совете предложению. Надеюсь, в 2016-м закон по соцподдержке многодетных семей станет более эффективным для них.

 


«« назад