Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона:
Ц
Ц
Ц

26.03.2012

Увеличить налоговую базу бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований за счет включения ряда доходов от федеральных налогов и отмены налоговых льгот, – такое предложение прозвучало на «круглом столе», состоявшемся 20 марта в Совете Федерации и посвященном вопросам обеспеченности расходных обязательств и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Архангельскую область представлял председатель комитета регионального парламента по бюджету и налогам Андрей Бральнин (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
Напомним, что о необходимости децентрализации и перераспределения полномочий публичной власти неоднократно заявляли Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. В целях подготовки предложений по созданию законодательных условий для формирования устойчивой доходной базы регионов и муниципалитетов, соответствующей объему их полномочий, были созданы две рабочие группы, которые возглавили Дмитрий Козак и Александр Хлопонин.
 «Вопрос межбюджетных отношений актуален сейчас для всех регионов, – подчеркнул Андрей Бральнин. – Не секрет, что большинство налоговых сборов из субъектов передаются на уровень федерации. Заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Совета Федерации Владимир Петров отметил, что 63% всех доходов от налогов, собираемых в регионах, передаются в федеральный бюджет и только 37% остаются на региональном уровне. И это несмотря на то, что по законодательству соотношение должно быть 50:50. Если говорить об Архангельской области, то, в связи с исполнением полномочий в Ненецком автономном округе, ситуация у нас еще сложнее. Министерство финансов оценивает общую бюджетную обеспеченность нашей области и НАО, не учитывая, что округ ввиду малонаселенности и высокого уровня доходов занимает одно из первых мест в стране по уровню бюджетной обеспеченности».
Ухудшает положение нашего региона, отмечает Андрей Владимирович, и снижение помощи из федеральной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности Архангельской области. «За период с 2010 по 2014 годы объем поступлений снизится в 14 раз – с 7,6 млрд. рублей до 500 млн. рублей. Ситуация осложняется тем, что изменения происходят в сжатые сроки: о снижении помощи из федерального центра в 2012 году мы узнали только в сентябре 2011 года, когда уже были приняты решения о повышении зарплат бюджетникам. В конечном итоге, эти факторы привели и к увеличению государственного долга», – добавил Андрей Бральнин.
Несмотря на принимаемые в последнее время меры для корректировки ситуации, кардинально она не изменилась. Как было подчеркнуто на заседании, в настоящее время только 11 субъектов РФ являются регионами- донорами, а 72 получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. «Такая практика порочна сама по себе, – говорит Андрей Бральнин. – Регионы-реципиенты постоянно стоят с протянутой рукой, так как существующий порядок распределения налоговых поступлений не обеспечивает как субъектам РФ, так и муниципальным образованиям достаточного объема собственных финансовых ресурсов для исполнения возложенных на них полномочий. Это означает, что пришло время решать вопрос перераспределения налоговых поступлений. Предложение, которое было озвучено мною, касалось доходов от добычи нефти. При формировании федерального бюджета была заложена цена 100 долларов за баррель, но на данный момент она составляет около 120 долларов. Дополнительные доходы можно передать регионам для снижения размера существующего госдолга».
Еще одно предложение, высказанное Андреем Владимировичем, касалось реструктуризации долга. Так, федеральным центром на протяжении нескольких лет оказывалась финансовая помощь на строительство дорог в регионе, в частности по поручению президента, – строительство дороги к космодрому «Плесецк». Но средства предоставлялись в виде кредитов. «Таким образом, выполняя поручение федерального центра, мы должны не только возвратить сумму, полученную на выполнение задания, но еще и проценты по кредиту. В этом случае, по моему мнению, можно было бы провести реструктуризацию долга», – сказал председатель комитета по бюджету и налогам.
Заместитель председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ольга Баталина остановилась на тех мерах, которые позволят упрочить собственную доходную базу муниципальных образований. Одна из них, поддержанная в том числе и архангельским депутатом, – перераспределение налогов, включающее передачу части налогов на местный уровень. Это транспортный налог, все налоги, взимаемые по упрощенной системе налогообложения (в том числе от предприятий малого и среднего бизнеса). В частности, речь шла о формировании муниципального дорожного фонда за счет передачи муниципалитетам доходов от транспортного налога. Введение этой меры позволит увеличить финансирование ремонта и строительства дорог, прежде всего в городах. Также предложено увеличить в пользу муниципальных образований норматив отчислений от налога на доходы физических лиц. Причем подоходный налог должен платиться по месту жительства гражданина, а не по месту регистрации организации. Однако, последнее решение может негативно сказаться на доходах отдельных субъектов РФ с высокой бюджетной обеспеченностью, а также потребует кардинальных изменений в администрировании налога. Еще одним важным шагом, по мнению Ольги Баталиной, должна стать поэтапная отмена ряда налоговых льгот по установленных действующим федеральным законодательством.
Подводя итоги «круглого стола», участники отметили, что проблема обеспечения расходных обязательств и сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований является одним из главных направлений современной региональной политики. «Участники заседания рекомендовали Правительству РФ ускорить работу по децентрализации бюджетных полномочий между уровнями публичной власти. Кроме того, необходимо оптимизировать разграничение полномочий на основе принципов субсидиарности и полного финансового обеспечения. На наш взгляд, необходим дифференцированный подход к передаче новых полномочий в зависимости от готовности регионов к их исполнению и увеличение налоговой базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований за счет включения ряда доходов от федеральных налогов и отмены налоговых льгот», – сказал Андрей Бральнин.
Эти рекомендации, а также предложения, поступающие от регионов, будут проанализированы, и часть из них станет основой проекта концепции совершенствования межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2018 года. Президент России Дмитрий Медведев поручил разработать ее до 1 июля 2012 года.