Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона:
Ц
Ц
Ц

21.06.2012

После продолжительной дискуссии комитет областного Собрания по бюджету и налогам рекомендовал направить на доработку законопроект, которым предусматривается отмена части льгот при уплате транспортного налога и налога на имущество организаций. Такое решение было принято по итогам выездного заседания комитета, которое состоялось в Архангельском филиала Финансового университета.
Открывая заседание, председатель комитета Андрей Бральнин (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что законопроект так или иначе затрагивает большое количество налогоплательщиков области. Поэтому и было решено провести обсуждение документа в стенах филиала Финансового университета с привлечением представителей не только областного Правительства, федеральной налоговой службы и общественных организаций, но и науки.
– В течение ряда лет областные власти своими решениями предоставляли налоговые льготы различным категориям налогоплательщиков, – сказал Андрей Владимирович. – Сейчас важно оценить, насколько эти льготы эффективны, работают ли они, стимулируют экономический рост в регионе. По этому поводу существуют различные мнения, но нам необходимо найти взвешенное решение.
Вместе с тем, по словам министра финансов области Елены Усачевой, в нынешней ситуации региональный бюджет испытывает серьезную нехватку финансовых ресурсов для исполнения возложенных на регион расходных полномочий. В 2012 году общий дефицит областного бюджета превышает 9,8 млрд. рублей. Аналогичная ситуация наблюдается и в бюджетах муниципальных образований. Государственный долг области составляет почти 18 млрд. рублей.
– Для улучшения ситуации мы подготовили ряд предложений, в том числе и по отмене или снижению части налоговых льгот, – сообщила Елена Юрьевна.
Напомним, что на сегодняшний день 44 категории налогоплательщиков имеют возможность воспользоваться теми или иными льготами при уплате налогов. Общий объем льгот в 2010 году составил почти полтора миллиарда рублей. «Эти льготы были приняты 5–10 лет назад в совершенно иной экономической ситуации, – отметила Елена Усачева, – сейчас же федеральный центр взял курс на отказ от необоснованных налоговых льгот. Аналогичные решения принимают и регионы, в частности наши соседи по Северо-Западному федеральному округу».
Законопроект «О внесении изменений в статью 4 областного закона «О транспортном налоге» и изменений и дополнения в статьи 2 и 2.1 областного закона «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области», а также о признании утратившими силу отдельных областных законов и положений областных законов» предусматривает отмену льготной ставки налога на прибыль в размере 14,5 процента, установленной для организаций уголовно-исполнительной системы, а так же для средств массовой информации, отмену нулевой ставки налога на имущество организаций в части имущественных объектов, входящих в состав автомобильных дорог общего пользования, объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, предлагается отменить нулевую ставку налога на имущество органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального уровня и льготы по уплате транспортного налога для организаций дорожной отрасли и для учреждений бюджетной сферы.
По мнению Елены Усачевой, эти льготы не носят принципиальный характер, не затрагивают интересы физических лиц, сохранять их на данный момент не имеет смысла.
Однако с этой точкой зрения согласились не все участники дискуссии. Так, по прогнозу экспертов, принятие данного законопроекта приведет к увеличению налоговой нагрузки на дорожную отрасль на 500 млн. рублей, что сопоставимо с ежегодным объемом финансирования в рамках целевой программы по ремонту и реконструкции дорог.
– В предложенном виде законопроект носит характер пожарных мер, – считает Лариса Грундел, доцент кафедры «Налоги» Финансового университета, – но необходимо просчитать, что даст отмена налоговых льгот региону в перспективе. Наверное, имеет смысл широко обсудить этот документ, в том числе с привлечением тех организаций, которые используют эти льготы.
С необходимостью широкого обсуждения согласился и Сергей Антуфьев, руководитель регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России». Председатель контрольно-счетной палаты области Александр Дементьев предложил посмотреть на вопрос сокращения бюджетного дефицита с другой стороны – со стороны сокращения расходов. При этом Александр Александрович подчеркнул, что предложение регионального минфина – идея выстраданная.
По мнению заместителя председателя комитета Василия Баданина (фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»), в предложенном законопроекте есть определенное рациональное зерно: отмена льгот позволит организациям бюджетной сферы, муниципальным властям задуматься – так ли нужно имеющееся имущество. Заместитель председателя комитета Сергей Мышковский (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») заострил внимание участников заседания на том, что при всей важности вопроса нельзя рассматривать отмену льгот пакетом: «Мы должны проанализировать каждую льготу отдельно, чтобы понять ее эффективность».
Такой подход поддержала и Надежда Виноградова (фракция КПРФ): «Мне близок посыл законопроекта – мы должны научиться считать каждую копейку. Но рассматривать в одном проекте целый блок льгот нельзя».
Подводя итоги обсуждения, Андрей Бральнин заметил, что в условиях снижения объемов федеральной финансовой помощи регион может оказаться в очень непростой ситуации. Поэтому необходим тщательный мониторинг уже предоставленных налоговых льгот.

В итоге, комитет рекомендовал коллегам-депутатам направить предложенный законопроект на доработку. Окончательное решение будет принято на июньской сессии областного Собрания.