Обеспечить сохранение действующих мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений: по строительству служебного жилья, единовременным выплатам молодым специалистам, предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением учителям в сельской местности. Такая рекомендация дана Правительству Архангельской области по итогам депутатских слушаний на тему: «О подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений Архангельской области и Ненецкого автономного округа».
Сложившейся кадровой ситуации был посвящен доклад министра образования и науки Архангельской области Ильи Иванкина. «В региональной системе образования сегодня работает более 24 000 педагогов, значительная часть которых старше 35 лет. Многие учителя имеют стаж свыше 21 года. Наши показатели соответствуют общероссийским, и очевидно, что необходимо комплексное решение проблемы», – отметил Илья Игоревич.
Участники слушаний подчеркнули, что как на региональном, так и на федеральном уровнях принимаются меры для привлечения педагогов в образовательные учреждения: повышается фонд оплаты труда, выплачиваются «подъемные» для молодых специалистов, идет строительство служебного жилья.
– На прошедшей сессии депутаты приняли решение об обращении в Государственную Думу с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральные законы «О содействии развитию жилищного строительства» и «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», – рассказал председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по образованию и высшей школе Игорь Чесноков (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). – Мы предлагаем расширить перечень категорий граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов и право на получение в безвозмездное срочное пользование земельных участков для строительства жилья экономического класса. Считаем необходимым, кроме работников общеобразовательных учреждений, здравоохранения и культуры, включить в этот перечень работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и взрослых, начального и среднего профессионального образования. Надеюсь, что наша инициатива найдет поддержку в других регионах.
Еще одна проблема, которую обсудили участники слушаний, – подготовка педагогических кадров в Северном (Арктическом) Федеральном университете. Как отметила проректор по учебной работе и академическому развитию университета Наталья Чичерина, в последнее время акцентируется внимание на подготовке специалистов классического типа – физиков, химиков, историков, математиков. Начальник управления образованием администрации МО «Северодвинск» Сергей Попа подчеркнул, что в этом случае в школу приходят работать люди, не владеющие методикой преподавания предмета и знанием психологических особенностей учащихся разных возрастов. «И мы в своей практике постоянно с этим сталкиваемся», – добавил Сергей Григорьевич.
Прозвучало предложение о более тесном взаимодействии органов управления образованием муниципалитетов и С(А)ФУ и необходимости создания координационного совета для выявления потребностей в педагогических кадрах, необходимости корректировки учебных программ, контроля трудоустройства выпускников, обучающихся по целевым направлениям.
По мнению заместителя председателя комитета по образованию и высшей школе, директора Холмогорской средней школы Риммы Томиловой, при подготовке будущих педагогов необходимо увеличить число практических занятий. «Зачастую выпускники приходят неподготовленными для работы в школе: речь идет как о методической грамотности, так и об умении разрабатывать планы мероприятий, готовить основные документы – планы воспитательной и методической работы, рабочие программы. Кроме того, сейчас все большее значение приобретает умение использовать информационные технологии на уроках, проводить занятия в рамках дистанционного обучения. И на это надо обратить особое внимание», – сказала Римма Евгеньевна.
Многие из высказанных пожеланий были включены в проект рекомендаций в адрес Правительства Архангельской области, регионального парламента, С(А)ФУ, областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, принятых по итогам слушаний.