Развитие инклюзивного образования в Архангельской области обсудили на «круглом столе», организованном по инициативе комитета областного Собрания по образованию и науке. В мероприятии приняли участие депутаты, руководители органов управления в сфере образования, представители научных и образовательных организаций, фонда социального страхования. С помощью телемоста в обсуждении приняли участие педагогические работники из муниципальных образований региона.
В 2015 году в Архангельской области была принята Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2015 – 2021 годы. Реализация Концепции подразумевает обеспечение права каждого человека на качественное общее и дополнительное образование независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья.
В настоящее время на территории региона проживает 4,5 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительная часть детей школьного возраста проходит обучение в специализированных классах: в 2017 году в школах Поморья было 239 классов компенсирующей направленности.
– Одна из задач региональных органов государственной власти при реализации Концепции – это создание необходимой нормативно-правовой базы, в том числе предусматривающей достаточный уровень финансирования инклюзивного образования в школах Архангельской области, – подчеркнул заместитель председателя Архангельского областного Собрания, председатель комитета по образованию и науке Игорь Чесноков. – За последние несколько лет в рамках программы «Доступная среда» в более 70 образовательных организациях созданы условия для обучения детей-инвалидов. В областной субвенции муниципальным учреждениям образования ежегодно предусматривается свыше 630 миллионов рублей на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
В то же время, как отметил Игорь Чесноков, пока остаются вопросы по финансированию услуг сурдопереводчиков и тьюторов, в ряде случаев нужно и снижение нормативной численности классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Участники «круглого стола» также обратили внимание на тот факт, что в настоящее время у большинства педагогов нет необходимых навыков для работы с особенными детьми, поэтому важно разработать соответствующую программу повышения квалификации учителей и воспитателей. Кроме того, требуется наладить более тесное взаимодействие с медицинскими организациями.
На совещании было поддержано и предложение Игоря Чеснокова рассмотреть возможность создания на базе школы № 5 города Архангельска ресурсного центра развития инклюзивного образования для детей с нарушением зрения. В этой школе накоплен большой опыт работы со слабовидящими детьми, есть необходимое оборудование, подобран высококвалифицированный педагогический коллектив.