Председатель комитета областного Собрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу Александр Дятлов принял участие в заседании постоянно действующего совещания по социально-экономическому развитию юга Архангельской области, которое состоялось в Коряжме.
Уже много лет такие встречи являются площадкой для обсуждения проблем территорий и выработки по ним совместных решений, а также выстраивания взаимоотношений между бизнесом, областной властью и органами местного самоуправления.
Значительное внимание на заседании было уделено развитию лесопромышленного комплекса.
Отмечалось, что Архангельская область является одним из опорных промышленных регионов Северо-Запада России. Только в сфере лесозаготовок осуществляют деятельность 440 организаций, по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» – около 450, в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них – 20 организаций.
Центральное место в организационной структуре лесопромышленного комплекса региона занимают холдинги, в состав которых входят предприятия практически всех сфер деятельности.
Как отметил в своем докладе Александр Дятлов, в настоящее время в лесоперерабатывающей отрасли сохраняется стабильная ситуация. Наблюдается рост производства пиломатериалов, фанеры, древесных гранул, целлюлозы, бумаги и картона: «Особо хочу отметить положительную динамику поступления налоговых платежей от предприятий ЛПК в консолидированный бюджет Архангельской области. Если в 2012 – 2014 годах от лесопромышленных предприятий ежегодно поступало в бюджет области около 2 млрд. рублей налогов, то в 2015 году эта сумма превысила 3,4 млрд. рублей, а в прошлом году она составила 4,8 млрд. рублей. При этом необходимо учитывать факт осуществления ведущими предприятиями ЛПК крупных инвестиционных программ по созданию и развитию лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Срок окупаемости этих программ наступает в период с 2020 по 2024 год. Только после этого времени можно ожидать прибыль, в том числе и по налогам, в полном объеме».
Несмотря на положительные результаты работы лесопромышленного комплекса и рост основных показателей, в том числе по уплате налогов в бюджет Российской Федерации, в 2017 году Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО был поднят вопрос об использовании предприятиями ЛПК «серых» схем при возмещении НДС, что оказывает отрицательное влияние на собираемость налогов. В том же году Федеральная налоговая служба объявила о реализации программы по «обелению» лесного рынка, цель которой – создание чистой среды в лесопромышленном комплексе и увеличение объема налоговых поступлений от него. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области предложило возможные инструменты улучшения ситуации на лесном рынке: расширение межведомственного взаимодействия; проведение мероприятий, направленных на снижение незаконного оборота древесины на территории Архангельской области. Для реализации этих целей заключены соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службы судебных приставов, Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и НАО и трехстороннее соглашение о взаимодействии с УМВД России по Архангельской области и Управлением Росприроднадзора по Архангельской области.
Кроме того, на днях в присутствии Губернатора Архангельской области Игоря Орлова крупнейшие лесопромышленные предприятия региона подписали общественное соглашение – хартию в сфере оборота древесины. Подписавшие документ подтверждают свою приверженность принципам честной конкуренции и берут на себя ряд обязательств, в том числе – обеспечить максимальную прозрачность своего бизнеса, не получать конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых платежей либо участия в схемах незаконного возмещения НДС.
– При непосредственном участии Губернатора Игоря Орлова, Правительства Архангельской области был разработан и принят на сессии очень важный закон, который устанавливает на территории региона пониженные ставки по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества организаций лесопромышленного комплекса в связи с реализацией ими инвестиционных проектов, – продолжает Александр Дятлов. – Пониженные ставки предлагается установить по региональному налогу, что относится к полномочиям субъектов Российской Федерации; данные региональные ставки можно понизить вплоть до полного освобождения. Концепцией законопроекта предусматривается предоставление налоговых преференций организациям лесопромышленного комплекса в связи с тем, что ЛПК является наиболее значимой для области отраслью производства, оказывающей основное влияние на динамику промышленного развития и реализующей крупные инвестиционные проекты. Пониженная налоговая ставка устанавливается для предприятий, работающих на общей системе налогообложения и уплачивающих полный спектр налогов. Это предприятия как малого, так и среднего и крупного бизнеса. Уверен, что закон создает условия для дополнительной инвестиционной привлекательности региона.