АЗРФ и Севморпуть: от инфраструктурных проектов до качества жизни всех северян
На сентябрьской сессии регионального парламента в рамках правительственного часа законодатели заслушали доклад о перспективах социально-экономического развития арктических территорий Архангельской области и Северного морского пути. Об основных реализуемых программах и будущих проектах депутатам рассказала министр экономического развития и промышленности Архангельской области Евгения Шелюк.
Серьезной поддержкой для решения наиболее актуальных социальных задач для всех арктических регионов в целом и Архангельской области в частности являются средства, выделяемые Минвостокразвития России в рамках арктической «Единой субсидии».
По словам Евгении Шелюк, благодаря этому инструменту проведены ремонтные работы и обновлена материально-техническая база учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта. В частности, приобретен транспорт для скорой медицинской помощи Архангельска, Северодвинска, Онежского района и Мезенского округа, отремонтированы Архангельский колледж культуры и искусства, западный фасада Гостиных дворов, бассейн в морской кадетской школе в Северодвинске, обеспечены оборудованием Архангельская областная детская больница им. П.Г. Выжлецова, Архангельская поликлиника №2, Северодвинская городская больница №2 скорой медицинской помощи, оснащены ФАПы в деревнях Летняя Золотица и Верхняя Золотица Приморского округа, благоустроена парковая зона в районе проспекта Победы и улицы Лебедева в Северодвинске, на базе Исакогорского ДЮЦа возведен крытый хоккейный корт. Среди самых крупных проектов, реализуемых за счет средств «Единой субсидии», – реконструкция площади Профсоюзов и ремонт Дворца детского и юношеского творчества в Архангельске.
– От вхождения Архангельска в Арктическую зону люди в первую очередь ждут повышения уровня комфорта вокруг, позитивных изменений в городе. А уже следующим этапом – появления новых рабочих мест, повышения налоговых отчислений, – отметил председатель комитета областного Собрания по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Игорь Годзиш.
Знаковым событием в развитии арктических территорий региона стало создание в Архангельске территории опережающего развития «Столица Севера», что предусматривает дополнительные преференции для инвесторов и существенно повлияет на формирование комфортной городской среды за счет реализации программы «Арктический квартал».
– Благодаря эффективному использованию федеральных и региональных механизмов поддержки инвесторов, в первую очередь «арктических» инструментов, в последние годы удалось сформировать задел для инвестиционного роста на перспективу, – подчеркнула Евгения Шелюк.
По ее словам, еще одним ключевым инструментом стимулирования инвестиционной активности в регионе является возможность получить статус резидента Арктической зоны Российской Федерации. Резиденты АЗРФ могут рассчитывать на различные льготы и преференции, при этом один из самых востребованных механизмов – компенсация 75% объема страховых взносов, который значительно сокращает операционные расходы при реализации проекта.
Все стратегические приоритеты развития ключевых для Российской Арктики территорий определены в мастер-планах, разработанных в соответствии с поручением Президента РФ. Для региона важным направлением стало развитие Северного морского пути и глубоководного порта Архангельск.
План развития СМП до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации в 2022 году, предполагает рост грузопотока до 220 млн тонн к 2035 году и включает в себя 155 мероприятий. Основная грузовая база порта – это проектные грузы, необходимые для реализации крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне, грузы северного завоза, генеральные грузы, нефтеналивные, строительные материалы, техника, различное оборудование, лесные грузы, рыбная продукция. Проектные возможности по грузообороту морского порта Архангельск на сегодня составляют порядка 11 млн тонн в год. В планах – строительство глубоководного порта, который позволит существенно увеличить грузопоток за счет возможности принимать суда крупнотоннажного флота.
– Когда мы только начинали подходить к вопросу развития Арктики и роли в этом Архангельска, объем перевалки грузов через наш порт составлял всего лишь полтора миллиона тонн. Сегодня этот показатель на уровне пяти – шести миллионов тонн. Но мы понимаем – этого мало. При этом мы уже сейчас чувствуем, что требуется существенное обновление транспортной и логистической инфраструктуры, а в перспективе ближайших лет стоит задача в разы увеличить грузопоток. Поэтому будут серьезные вложения и у наших предприятий есть возможность занять в этом процессе свою нишу и найти новые возможности для развития, – подчеркнул Игорь Годзиш.