Архангельское областное Собрание депутатов

13.12.2013

В Государственной Думе прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию нормативного правового обеспечения дошкольного образования. Архангельское областное Собрание депутатов на них представляла заместитель председателя комитета по образованию и науке Ольга Виткова.
Участники слушаний, среди которых были депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств, профсоюзов, региональных законодательных собраний, обсудили реализацию закона «Об образовании в Российской Федерации» и совершенствование его механизмов. По словам руководителя комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова, проблемы, возникающие при исполнении закона и связанные с дошкольным образованием, можно условно отнести к категории «хороших».  Вячеслав Алексеевич отметил, что Россия выбирается из демографической ямы, обусловленной сложной ситуацией в стране в 90-е годы.
Для обеспечения необходимого финансирования программ, связанных с дошкольным образованием, считает председатель комитета, были использованы все возможности. В частности, удалось добиться увеличения финансирования в первом полугодии 2014 года. Напомним, что в 2013 году на федеральном уровне на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования были предусмотрены средства в размере 50 миллиардов рублей. В 2014 году на эти цели будет выделено еще 10 миллиардов рублей.
В связи с этим большое внимание на парламентских слушаниях было уделено вопросу освоения субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования субъектами Российской Федерации.
– Проблемы, как объективные, так и субъективные, существуют в подавляющем большинстве регионов, –говорит Ольга Виткова. – В целом по Северо-Западному федеральному округу освоено менее 30% федеральных субсидий, если говорить конкретно об Архангельской области, то чуть более 20%. Такие показатели вызваны в первую очередь продолжительностью работ по строительству и капитальному ремонту зданий дошкольных образовательных организаций.
Как показали парламентские слушания, у представителей регионов возникло немало вопросов по реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ольга Виткова в своем выступлении остановилась на трех актуальных для педагогического сообщества нашего региона проблемах.
– Во-первых, необходимо внести уточнения по определению возраста детей, с которого образовательные организации предоставляют образовательные услуги. Статьей 67 Федерального закона предусмотрено, что получение дошкольного образования в детских садах может начинаться по достижении детьми двухмесячного возраста. Работники системы дошкольного образования предложили применять к детям от 2 месяцев до 3 лет термин «присмотр и уход», а уже с трех лет – «получение дошкольного образования». Такой подход соответствует и требованиям Указа Президента по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Почему мы обращаем внимание на этот вопрос? Дело в том, что утвержденные в этом году санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций вообще не предусматривают ведение образовательной деятельности с детьми до полутора лет. Хотелось бы получить дополнительные разъяснения со стороны федерального законодателя и возможно, провести работу по пересмотру данной нормы закона, – сказала Ольга Виткова.
Также заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов обратила внимание на острейшую проблему организации учета детей.
– Законом установлена обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вести учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, – продолжает Ольга Виткова. – Поскольку не все дети посещают детские сады, а обязанность дошкольного образования законом не закреплена, возникает вопрос, каких детей учитывать: всех детей дошкольного возраста или только тех, родители которых подали заявление для постановки ребенка в очередь  для дальнейшего определения в дошкольную образовательную организацию? Методик учета нет, непонятно и то, каким образом получить сведения о детях, проживающих на территории муниципального образования. Ни ЗАГСы, ни паспортные столы, ни поликлиники такие данные не предоставляют. Поэтому мы предложили в проект рекомендаций слушаний внести положение об учете детей, родители которых подали заявление на обучение ребенка в дошкольной организации или выбрали форму семейного образования.
Третья проблема, поднятая в выступлении Ольги Витковой, касалась непосредственно семейного воспитания. Дело в том, что родители могут выбрать такую форму образования и получать необходимую бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь. Обеспечить предоставление этих видов помощи должны органы государственной власти субъектов Федерации. Но на данный момент времени непонятно, каким образом будет финансироваться эта деятельность, что включать в содержание семейного воспитания и как проводить учет детей, находящихся на семейном воспитании.
В своих предложениях члены комитета Архангельского областного Собрания депутатов по образованию и науке также обратили внимание на необходимость введения нормы по ограничению размера родительской платы за детский сад, что позволит снять социальную напряженность в обществе и обеспечить доступность дошкольного образования.

По итогам слушаний приняты рекомендации, в частности, органам законодательной власти субъектов Российской Федерации необходимо предусмотреть в региональных бюджетах средства на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования. Также законодательным органам субъектов рекомендовано использовать существующие механизмы льготного налогообложения для развития сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, с целью предоставления населению более широких возможностей.

Яндекс.Метрика