– Обеспечение финансовой состоятельности и автономности муниципалитетов, о чем говорит Председатель Правительства РФ Владимир Путин в своей статье, посвященной демократии и государству, – это основа, фундамент для дальнейшего развития местного самоуправления. А добиться этого можно двумя способами – развитием малого бизнеса и изменением распределения финансовых потоков в государстве, – уверен председатель комитета Архангельского областного Собрания по бюджету и налогам Андрей Владимирович Бральнин.
Сегодня у местной власти есть рычаги и механизмы для поддержки и развития малого и среднего бизнеса – например, земля или помещения, находящиеся в муниципальной собственности. А регулируя ставки по налоговым режимам, местное самоуправление вполне способно привлекать на свою территорию бизнес, что, в свою очередь, позволит наполнять доходную часть бюджета, – подчеркивает Андрей Владимирович. – По сути, местные власти должны быть напрямую заинтересованы в том, чтобы в муниципалитетах действовали приемлемые условия для ведения и развития бизнеса. Но это лишь часть возможного решения проблемы.
Замечательно, если на федеральном уровне будет принято решение о передачи части налоговых сборов на местный уровень. Правда, Владимир Путин предлагает вместе с налогами передать муниципалитетам и часть полномочий.
С одной стороны, это оправдано: ряд полномочий муниципалы смогут исполнять оперативнее. С другой – означает, что говорить о дополнительных доходах для местных бюджетов, о формировании программ развития уже не придется.
Поэтому, на мой взгляд, федеральный центр должен принять принципиальное решение о предоставлении местному самоуправлению дополнительных доходных источников. Вот в этом случае и появится реальная возможность преодолеть зависимость от «подачек сверху», не на словах, а на деле развивать самостоятельность и ответственность местной власти, бороться с иждивенческими настроениями.
Подобное решение должно носить долгосрочный характер, а не ограничиваться годом - двумя. Глава муниципалитета должен заниматься не «выбиванием» средств из регионального министерства финансов, а сосредоточиться на решении проблем своей территории.
Впрочем, обеспечение стабильного, устойчивого характера трансфертной политики необходимо распространить и на взаимоотношения федерального центра и регионов. Субъект федерации должен иметь возможность планировать свою доходную базу, в том числе объем средств, перечисляемых из федерации, хотя бы в среднесрочной перспективе. Это позволит более грамотно и рационально подходить к расходованию средств, и, следовательно, повысить эффективность их использования.