– Проблемы формирования бюджета Архангельской области во многом связаны с тем, что при выделении необходимой для региона финансовой помощи из федерального бюджета не учитывается различие между фактической и расчетной бюджетной обеспеченностью – считает заместитель председателя комитета по бюджету и налогам областного Собрания депутатов Надежда Виноградова.
– Бюджетная обеспеченность Архангельской области в реальности складывается более низкая, так как Министерством финансов РФ показатели по Архангельской области рассчитываются в сумме с показателями по Ненецкому автономному округу, у которого бюджетная обеспеченность значительно превышает показатели не только Архангельской области, но и среднероссийские, – отмечает Надежда Ивановна.
В сравнении с 2011 годом по данным министерства финансов Архангельской области дотации на выравнивание уменьшились на 2 млрд. рублей или на 36 %, а к уровню 2010 года – на 4,1 млрд. рублей или на 54 %.
С учетом уменьшения в 2,2 раза общего объема федеральных дотаций на выравнивание и на сбалансированность в 2012 году прогнозируется снижение доходов бюджета Архангельской области на 400 млн. рублей. При этом объем расходов регионального бюджета продолжает расти, в том числе и в связи с передачей на региональный уровень новых полномочий и увеличением их объема.
С учетом уменьшения в 2,2 раза общего объема федеральных дотаций на выравнивание и на сбалансированность в 2012 году прогнозируется снижение доходов бюджета Архангельской области на 400 млн. рублей. При этом объем расходов регионального бюджета продолжает расти, в том числе и в связи с передачей на региональный уровень новых полномочий и увеличением их объема.
Все это говорит о том, что методики расчета, используемые Министерством финансов РФ по определению бюджетной обеспеченности как в целом субъектов РФ, так и Архангельской области, для выделения необходимых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, являются несовершенными и не отражающими существующую объективную реальность положения субъектов РФ. В результате не обеспечивается выравнивание отдельных дотационных субъектов РФ до необходимого минимального уровня. Также не обеспечивается сбалансированность местных бюджетов: соответствие доходов расходным обязательствам муниципальных образований.
– Назрела ситуация, когда необходимо менять существующую сложившуюся политику межбюджетных отношений между бюджетами разных уровней, подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности, так как уже на стадии распределения дотаций закладывается дефицит бюджетов субъектов РФ. Органам исполнительной власти Архангельской области необходимо обратиться в Правительство РФ с предложением по изменению сложившейся пропорции доходов между бюджетами разных уровней и выделению в текущем году дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета для Архангельской области как сложносоставного субъекта РФ, – резюмировала Надежда Виноградова.