Принять проект областного закона «О выборах Губернатора Архангельской области» сразу в двух чтениях на июньской сессии регионального парламента, – такая рекомендация была высказана на заседании комитета по государственному устройству, местному самоуправлению и межрегиональному сотрудничеству.
Напомним, что необходимость принятия законопроекта вызвана изменениями в федеральном законодательстве. Проектом предусматривается, что высшее должностное лицо региона избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Губернатора назначает Архангельское областное Собрание депутатов.
Главой региона может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Проект закона определяет порядки назначения, выдвижения и регистрации кандидатов, участия политических партий, голосования и определения результатов выборов Губернатора Архангельской области. Следует отметить, что политическим партиям не потребуется собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов на должность главы региона.
Устанавливается требование о необходимости получения кандидатами поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Архангельской области, в том числе Ненецкого автономного округа. Подпись на листе поддержке кандидата должна быть нотариально заверена. Отзыв депутатом или главой муниципального образования своей подписи не допускается.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Установлена норма о проведении повторного голосования в случае, если ни один из зарегистрированных кандидатов не был избран Губернатором Архангельской области по результатам первичного голосования. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы.
Отдельные главы законопроекта посвящены финансовому обеспечению подготовки и проведения выборов, а также обжалованию нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах губернатора.
В двух чтениях рекомендовано принять и проект областного закона «О преобразовании отдельных муниципальных образований Шенкурского муниципального района Архангельской области», который предусматривает присоединение к более крупным поселениям населенных пунктов с численностью жителей в несколько сот человек. Законопроект регулирует вопросы правопреемства преобразуемых и вновь образованных муниципальных образований. Переходный период преобразования определен со дня вступления в силу данного закон до 1 января 2013 года. «Вопрос об укрупнении поселений, безусловно, является дискуссионным. Каждый случай должен рассматриваться отдельно, – отметил председатель комитета Александр Шашурин (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). – В Шенкурском районе было учтено мнение жителей, а также позиция депутатского корпуса каждого из преобразуемых муниципальных образований. Во внимание принимались географические особенности и численность населения. С управленческой точки зрения объединение позволит за счет сокращения штата администраций поселений высвободить средства местных бюджетов на решение проблем муниципальных образований, их дальнейшее развитие, более эффективно распределить обязанности и нагрузку между муниципальными служащими».