В администрации муниципального образования «Город Архангельск» состоялся «круглый стол», участники которого обсудили возможные варианты совершенствования федерального законодательства в целях повышения минимального размера оплаты труда на территории Архангельской области. В связи с тем, что на федеральном уровне принято решение с 1 января 2018 года увеличить МРОТ до 9489 рублей, а с 1 мая – до 11163 рублей, а в соответствии с постановлением Конституционного суда от 7 декабря 2017 года начисление «северных» надбавок должно осуществляться на МРОТ, местным и региональным бюджетам потребуются дополнительные средства. Общая сумма расходов на эти цели составит 1 млрд. 359 млн. 900 тыс. рублей. Средства на повышение минимального размера оплаты труда частично предоставлены федеральным бюджетом, частично – областным бюджетом, но полностью на покрытие всех расходов ихт пока не хватает. Причем в данном случае речь идет о зарплатах работников только бюджетной сферы.
– Вопрос, где изыскать дополнительные средства для повышения заработной платы работникам остро встает как перед органами государственной и муниципальной власти, так и перед предпринимателями, – прокомментировал ситуацию председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Казаринов. – Сегодня необходимы неотложные меры, поскольку до 1 мая остается буквально один месяц. Необходима корректировка федерального законодательства, иначе финансовая нагрузка на бюджеты станет непосильной. Предлагаются разные варианты, но я считаю, что подход в решении этого вопроса должен быть единым для всех регионов Крайнего Севера, решение должно быть универсальным.
Проблема остро стоит для любого муниципального образования. По словам заместителя главы администрации по вопросам экономического развития и финансам Даниила Шапошникова, в минувшем году впервые за многие годы городской бюджет оказался профицитным. Но даже в таких условиях для повышенных зарплат бюджетникам в 149 муниципальных организациях и учреждениях потребуется дополнительно 213 млн. рублей. В Северодвинске эта сумма составляет 159 млн. рублей. Большую часть средств удалось изыскать, но полностью закрыть потребность пока не удается ни в Архангельске, ни в Северодвинске.
Существует несколько вариантов решения вопроса. Один из них – снижение ставок страховых взносов. Этот вариант представляется одним из наиболее приемлемых. Также существует возможность введения мер социальной поддержки в виде фиксированных выплат. Есть предложения приравнять в правах районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности к территориям опережающего развития или ввести адресные выплаты всем без исключения жителям.
– В ближайшее время все заинтересованные стороны, т.е. муниципалитеты, профсоюзы, предпринимательское сообщество должны оценить все возможные варианты, их плюсы и минусы. В середине апреля в Архангельске состоится президиум Экспертного совета Госдумы по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока а также районов, входящих в Арктическую зону Российской Федерации. Наша общая задача – выйти с взвешенным и удовлетворяющим всех решением, которое и будет отражено в федеральном законодательстве, – сказал Виктор Казаринов.