На Координационном Совете представители муниципалитетов обсудили практику создания благоприятных условий для привлечения инвесторов. Этой задаче служит внедрение муниципального инвестиционного стандарта – унифицированных правил работы органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций с инвесторами и предпринимателями.
– Муниципальный инвестиционный стандарт призван обеспечить здоровую конкуренцию между муниципальными образованиями, сделать так, чтобы все муниципалитеты соответствовали минимальному набору требований для прихода инвестора, – отметил председатель комитета областного Собрания по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Александр Фролов.
Работа по внедрению инвестстандарта началась в Архангельской области в 2019 году. По данным регионального министерства экономического развития, промышленности и науки, на сегодняшний день все 25 муниципальных образований справились с данной задачей. В частности, во всех муниципалитетах сформирована нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности, идет поиск инвестиционных площадок, сформированы и размещены на официальных сайтах инвестиционные паспорта муниципальных образований, утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки, правила благоустройства, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг.
В качестве примера одной из лучших инвестиционных практик, которая может быть применима к другим муниципальным образованиям, был назван опыт Северодвинска. В городе сформирована и успешно реализуется программа по реализации инвестстандарта.
В инвестиционной политике муниципалитет использует принцип «одного окна», который позволяет эффективно решать вопросы, связанные с подбором инвестиционных ресурсов, сокращая сроки рассмотрений инвестпроектов. Кроме того, организована работа инвестиционной рабочей группы, в состав которой входят руководители органов Администрации Северодвинска и представители Совета депутатов города корабелов. Группа принимает решения и утверждает планы о сопровождении инвестиционных проектов, рассматривает предложения о реализации проектов муниципально-частного партнерства, оказывается содействие в решении организационных, финансовых, правовых вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов, решает множество других задач.
Благодаря проводимой работе, в городе реализуется 3 масштабных инвестиционных проекта в сфере строительства, в рамках которых планируется привлечь 9,2 млрд рублей инвестиций, построить детский сад на 140 мест и физкультурно-оздоровительный комплекс с последующей передачей их в муниципальную собственность. Кроме того, планируется строительство и безвозмездная передача в государственную собственность Архангельской области 65 квартир для обеспечения жильем детей-сирот и переселения граждан из аварийного жилья
– Благоприятный инвестиционный климат оказывает заметный эффект на качество жизни. Инвестиционные проекты – это и налоговые поступления, и появление новых социальных объектов. Все это вносит ощутимый вклад в развитие территорий, – подчеркнул Александр Фролов.
Однако у некоторых муниципальных образований возникают сложности с реализацией отдельных положений муниципального инвестстандарта. Например, нет соглашений на предоставление услуг в многофункциональном центре по принципу «Одного окна» для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. На инвестиционной карте Архангельской области зачастую не размещена информация о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.
Александр Фролов напомнил, что реализация муниципального инвестиционного стандарта – это непрерывный процесс, который должен оперативно адаптироваться под внешние вызовы и изменения социально-экономического положения. Поэтому при необходимости следует дорабатывать отдельные моменты стандарта, особенно в части поиска привлекательных для ведения инвестиционной деятельности площадок на территории муниципальных образований.
Председатель профильного комитета подчеркнул важность продвижения местной продукции, как на территории региона, так и за его пределами: не всегда местные производители имеют возможность конкурировать с помощью цены на продукцию, поэтому местным предпринимателям важна причастность и поддержка муниципалитета для привлечения внимания потребителей к продукции.
– Хочу обратить внимание на поддержку малого и среднего предпринимательства. Считаю, что необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект, активней работать с Агентством регионального развития, совершенствовать действующий пакет мер поддержки бизнеса, – отметил Александр Фролов.
Соответствующие рекомендации нашли отражение в проекте решения Координационного Совета.