Архангельское областное Собрание депутатов

20.04.2023

Всего в ходе сессии рассмотрено 22 законопроекта. 18 проектов областных законов инициированы губернатором области, три проекта – заместителем председателя областного Собрания Игорем Чесноковым и один проект областного закона – прокуратурой области.

19 областных законов приняты во втором чтении. Из них 16 внесены губернатором области (два приняты сразу в двух чтениях). Принятые законы в ближайшее время поступят для подписания губернатору области, сообщает правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

Три проекта областных закона будут рассмотрены во втором чтении на очередной сессии, которая состоится 24 мая, два из них внесены губернатором области.

Ключевым событием сессии стал отчет губернатора области о результатах деятельности регионального правительства в 2022 году.

Наибольшее внимание в своем отчете губернатор Александр Цыбульский уделил внимание вопросам реализации мероприятий, направленных на повышение доступности медицинской помощи в области, темам жилищного и дорожного строительства и мероприятиям в сфере образования и ЖКХ. Также глава региона остановился на поддержке участников специальной военной операции. Отдельный блок был посвящен развитию экономики в условиях санкционного давления.

Расширен круг налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы по УСН

По инициативе губернатора области такой областной закон принят во втором чтении. Он разработан министерством экономического развития, промышленности и науки совместно с правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Областным законом с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года включительно для налогоплательщиков, осуществляющих виды экономической деятельности, соответствующие классу 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» ОКВЭД, установлены налоговые льготы по налогам, взимаемым в связи с применением УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, либо в связи с применением УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

Одним из основных условий предоставления льгот является осуществление указанных видов деятельности на территориях населенных пунктов, предусмотренных в перечне труднодоступных местностей. Их перечень предусмотрен в настоящее время приложением №1 к областному закону 2004 года «О перечнях труднодоступных местностях на территории Архангельской области» и используется для установления границ сельских поселений.

Из данного перечня в настоящее время исключён целых ряд муниципальных районов в связи с их преобразованием в муниципальные округа или такие районы в него изначально не были включены. В этой связи перечень труднодоступных населенных пунктов предлагается расширить, утвердив его постановлением правительства области. В такой перечень, помимо действующих населенных пунктов из приложения №1 к областному закону 2004 года, предлагается включить:

• населенные пункты, входящие в состав муниципальных районов, преобразованных в муниципальные округа, которые исключены или подлежат исключению из приложения №1 к указанному закону;

• населенные пункты на территории всей Архангельской области, в которых проживают не более 200 человек и в которых имеются трудности в части транспортного сообщения;

• населенные пункты, которые находятся на отдельных территориях области (к примеру, это островные территории Архангельска, территории Северодвинска, Верхнетоемского, Устьянского, Няндомского округов, Приморского, Красноборского районов).

Законопроектом предусмотрены условия включения населенных пунктов в перечень труднодоступных населенных пунктов.

В соответствии с поправками губернатора области, поддержанными областным Собранием при рассмотрении законопроекта во втором чтении, исключено условие об отнесении населенных пунктов к территориям с низкой плотностью населения в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством России, поскольку такие населенные пункты будут учтены при наличии иных критериев, предусмотренных областным законом.

Также расширен перечень труднодоступных населенных пунктов за счет населенных пунктов, предусмотренных пунктом 3 статьи 4 областного закона от 24 сентября 2010 года №203-15-ОЗ. Это населенные пункты, расположенные на островных территориях, а также иные отдельные населенные пункты, расположенные в городских округах «Город Архангельск», «Северодвинск», Верхнетоемском, Устьянском, Няндомском муниципальных округах, Приморском и Красноборском муниципальных районах.

Законопроектом скорректированы условия применения пониженных налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением УСН при осуществлении отдельных видов экономической деятельности, не связанных с розничной торговлей (к примеру, это издание компьютерных игр, деятельность в области демонстрации кинофильмов, деятельность веб-порталов) путем снижения с 70 до 50% минимального объема общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления таких видов экономической деятельности.

 Бюджетные вопросы

 Во втором чтении поддержаны изменения, направленные на совершенствование бюджетного процесса области.

Расширены права субъектов МСП по выкупу арендуемого государственного имущества

Такие изменения подготовлены правовым департаментом и приняты во втором чтении. Они реализуют изменения федерального законодательства, которыми предусмотрена возможность выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими не только недвижимого, но и движимого имущества.

Областным законом установлен срок рассрочки оплаты такого имущества в 3 года. Установленный областным законом срок рассрочки оплаты приобретаемого движимого имущества распространен на ранее заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства договоры аренды движимого имущества, находящегося в областной собственности. Аналогичные изменения также должны быть внесены в муниципальные правовые акты.

 Расширена компетенция уполномоченного при губернаторе области по защите прав предпринимателей

 Данный областной закон подготовлен правовым департаментом и принят во втором чтении.

Уполномоченный осуществляет защиту прав и законных интересов также членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией.

Он также вправе при рассмотрении жалоб субъектов предпринимательской деятельности без специального разрешения посещать расположенные на территории области места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде принудительных работ, ареста, лишения свободы, в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам об отдельных экономических преступлениях.

Изменения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности

Во втором чтении поддержаны такие изменения, подготовленные правовым департаментом в связи с изменением федерального законодательства.

С 1 января 2023 года прекращены полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации по выдаче разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, а также утверждение таких маршрутов движения. Выдачу этих разрешений осуществляет Росавтодор.

В связи с исключением полномочия регионального министерства транспорта по выдаче указанных разрешений областным законом скорректированы отдельные нормы, связанные с реализацией данного полномочия.

Права лиц, содержащихся в воспитательных колониях

Обеспечение условий для получения общего образования лицами, содержащимися в воспитательных колониях.

Такие полномочия осуществляются образовательными организациями Федеральной службы исполнения наказаний.

Соответствующие изменения внесены в областные законы, в том числе в областной закон об образовании.

Гарантии прав ребенка

В данной сфере приняты один областной закон во втором чтении и один проект областного закона в первом чтении.

Принятый областной закон обусловлен федеральным законодательством.

С одной стороны, он касается расширения состава межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей. В ее состав включены представители органов культуры, туризма и спорта.

С другой стороны, скорректирована процедура оценки последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации детских объектов социальной инфраструктуры, являющихся государственной собственностью области или муниципальной собственностью, либо о реорганизации или ликвидации государственных организаций области или муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Правительство России установит общие принципы проведения такой оценки. Также органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок проведения такой оценки в отношении соответствующих детских объектов социальной инфраструктуры, являющихся муниципальной собственностью. До последнего времени такой порядок был определен на региональном уровне.

Изменения, принятые в первом чтении, связаны с комплексными изменениями в Кодекс административного судопроизводства России, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России.

Ими уполномоченный при губернаторе по правам ребенка наделяется полномочиями по участию в рассмотрении административных дел о пребывании несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центрах временного содержания и направлению заключений по таким делам; предусмотрена возможность участия комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства в административных делах, связанных с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания; расширена компетенция комиссий по делам несовершеннолетних по вопросам пребывания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Дополнительные средства местным бюджетам на обеспечение цифровизации процедуры выплаты компенсации родительской платы

Такой областной закон принят сразу в двух чтениях. Он подготовлен областным министерством образования совместно с правовым департаментом.

Им внесены изменения в методику расчета субвенций местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на осуществление государственных полномочий по выплате компенсации родительской платы.

Изменения позволяют профинансировать за счет средств областного бюджета расходы на мероприятия по созданию условий для представления родителями в электронной форме документов о назначении компенсации родительской платы, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и кредитных организаций, связанных с доставкой компенсации родительной платы до получателей.

Министр образования области Олег Русинов сообщил, что уже в текущем году расходы областного бюджета составят свыше 14 млн рублей, поскольку в некоторых муниципалитетах области родители уже подают документы в электронной форме для получения компенсации родительской платы.

Создается правовая основа для наставничества педагогических работников

В первом чтении поддержаны изменения, которыми вводится система наставничества педагогических работников областных и муниципальных образовательных организаций.

В рамках проекта областного закона раскрыто понятие «наставничество педагогических работников», региональное министерство образования наделяется полномочиями по утверждению положения о системе наставничества педагогических работников в областных и муниципальных образовательных организациях, принятию мер по содействию организации наставничества педагогических работников в областных образовательных организациях, а органы местного самоуправления – полномочиями по содействию организации наставничества педагогических работников в муниципальных образовательных организациях.

Приморский муниципальный округ – тринадцатый в Архангельской области

Сразу в двух чтениях поддержан областной закон о создании Приморского муниципального округа, подготовленный правовым департаментом совместно с органами местного самоуправления Приморского муниципального района.

Он представлен на сессии главой преобразуемого муниципального района Валентиной Рудкиной.

Инициатива о преобразовании сельских поселений, входящих в состав Приморского муниципального района, путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Приморского муниципального округа исходила от администрации Приморского района.

Днем создания нового муниципального округа определен день вступления в силу областного закона. Переходный период указанного преобразования – со дня вступления в силу областного закона до 1 января 2024 года. По окончании данного периода с 1 января 2024 года в области в полном объёме начнут работу органы местного самоуправления Приморского муниципального округа.

Принятие проекта областного закона повлечет дополнительные расходы областного бюджета на финансирование мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа Приморского муниципального округа в размере 2,4 млн рублей.

Изменения в сфере областной государственной гражданской службы

Такие изменения подготовлены правовым департаментом и поддержаны во втором чтении.

Ими скорректированы квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы области в связи с введением понятия «профессиональный уровень»; исключены положения о проведении квалификационного экзамена для присвоения классных чинов гражданским служащим.

Противодействие коррупции

Принятый во втором чтении областной закон касается обязанности лиц, замещающих государственные должности уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

На лиц, замещающих государственные должности области в исполнительных органах и иных государственных органах (областная избирательная комиссия, областная Контрольно-счетная палата и уполномоченный по правам человека в области), возложена обязанность уведомлять органы прокуратуры, другие государственные органы (прежде всего следственные органы) и губернатора области о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Депутаты областного Собрания подают такие уведомления в органы прокуратуры и антикоррупционную комиссию областного Собрания.

Прием указанных уведомлений депутатов областного Собрания осуществляет антикоррупционная комиссия областного Собрания, а прием уведомлений лиц, замещающих иные государственные должности области, – областной орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Антикоррупционная комиссия областного Собрания и орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений проводят проверку достоверности сведений, содержащихся в уведомлениях, по итогам которой готовятся мотивированные заключения.

В результате может быть принято решение о признании того, что при осуществлении полномочий проверяемым лицом не совершено либо совершено коррупционное правонарушение. В случае совершения коррупционного правонарушения проверяемое лицо привлекается к ответственности в форме освобождения от замещаемой должности. При наличии признаков административного правонарушения или преступления материалы проверки направляются в правоохранительные органы.

Публичные мероприятия и независимая антикоррупционная экспертиза проектов областных законов

В целях урегулирования вопросов в данных сферах во втором чтении принят областной закон.

С учетом изменения федерального законодательства им исключена правовая основа для подачи организаторами публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий и демонстраций в администрацию губернатора и правительства области уведомлений о проведении таких публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, в которых размещаются органы государственной власти области.

Исключением являются публичные мероприятия в форме пикетирования.

Также уточняется установленный областным законом перечень объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых областным законом определен порядок проведения публичных мероприятий.

В силу федерального закона предусмотрен запрет на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов областных законов иностранными агентами, которыми могут быть физические и юридические лица.

Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Предельный срок проведения мероприятий по захоронению непогребенных останков погибших при защите Отечества увеличен с трех до шести месяцев со дня получения агентством по делам молодежи уведомления об обнаружении непогребенных останков погибших при защите Отечества.

Также предусмотрена правовая основа для принятия решения о продлении не более чем на три месяца срока действия ограничения в виде запрета на проведение работ, в результате которых непогребенные останки погибших при защите Отечества могут быть повреждены или перемещены с места обнаружения.

Необходимость принятия такого решения может быть обусловлена повышенной сложностью проведения данных мероприятий. В настоящее время предельный срок действия этого ограничения составляет не более трех месяцев с даты получения соответствующего уведомления.

Изменения законодательства в сфере природных ресурсов

Два областных закона в этой сфере приняты во втором чтении. Один из них касается вопросов недропользования.

С учетом изменения федерального законодательства предлагается:

• с 1 сентября 2023 года скорректировать нормы областного закона о технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых, содержании лицензии на пользование недрами, правах и обязанностях недропользователей в части учета в них положений о добыче полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования;

• с 1 марта 2024 года наделить областное министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса полномочием по участию в осуществлении государственного мониторинга состояния недр, а на пользователей недр возложить обязанности по осуществлению мониторинга состояния недр в границах представленных им в пользование участков недр местного значения.

Другой областной закон касается лесных отношений.

С 1 сентября 2023 года областное министерство природных ресурсов не проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в отношении лесных участков на землях лесного фонда, предоставленных для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, а также не предоставляет в аренду такие лесные участки. Такие полномочия будет осуществлять Минприроды России.

В связи с изменениями в Лесной кодекс России правительство области устанавливает перечни должностных лиц, осуществляющих федеральный лесной контроль, лесную охрану на землях лесного фонда, а региональное министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса через свои подведомственные учреждения осуществляет лесную охрану в лесах на землях лесного фонда.

«Правительственные часы» и доклады

В рамках «правительственного часа» министр агропромышленного комплекса и торговли области Ирина Бажанова представила информацию об итогах работы агропромышленного комплекса области в 2022 году и подготовке к весенним полевым работам, а министр образования области Олег Русинов – доклад о реализации государственной политике области в сфере образования за 2022 год.

 

Яндекс.Метрика