Архангельское областное Собрание депутатов

29.05.2024

Минфин России предложил проект изменения налоговой системы  

Министерство финансов РФ подготовило и внесло в Правительство РФ законопроект об изменениях в налоговой системе. Это позволит сделать ее более справедливой и сбалансированной, считают разработчики.

Новая налоговая система должна обеспечить ресурсы для социально-экономического развития страны и регионов, реализации новых национальных проектов («Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры»). Государство увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дороги, финансирование мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий, направит деньги на развитие проектов технологического суверенитета (выпуск самолетов, судов, станков, микроэлектроники, лекарств и т.д.). Дополнительные средства также будут направлены на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения, детских садов, школ, общежитий вузов и ссузов, объектов культуры и спорта, поддержку материнства и детства, в том числе регионов с низкой рождаемостью, борьбу с сердечно-сосудистыми и онкологическми заболеваниями и т.д., сообщает РБК со ссылкой на Минфин.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ - ПО ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЕ

Законопроект предполагает расширить прогрессивную систему налогообложения доходов физических лиц. Сегодня большинство доходов населения облагается ставкой в 13%, при превышении порога в 5 млн рублей в год – в 15%.

Сейчас будет пять ступеней:

– 13% при доходах до 200 тыс. руб. в месяц (2,4 млн руб. в год);

– 15% для части дохода в диапазоне 200–416,7 тыс. руб. в месяц (2,4–5 млн руб. в год). 

– 18% для части дохода в диапазоне 416,7 тыс. — 1,67 млн руб. в месяц (5–20 млн руб. в год);

– 20% для части дохода в диапазоне 1,67–4,17 млн в месяц (20–50 млн руб. в год);

– 22% при доходах свыше 4,17 млн руб. в месяц (50 млн руб. в год).

При этом, как и сейчас, повышенные ставки будут начисляться с суммы превышения порога. То есть работодатель будет отчислять 13%, пока доход работника не достигнет 2,4 млн руб. с начала года, 15% с части дохода между 2,4 млн и 5 млн руб. и 18% с части дохода выше 5 млн руб. 

Для подавляющего большинства жителей страны ничего не изменится. Появление прогрессивной шкалы коснется только трех процентов трудоспособных граждан.

Под повышение НДФЛ не подпадут доходы участников СВО (это касается денежного довольствия и дополнительных выплат). 

ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ 

Будет введен налоговый аналог кешбэка для семей с двумя и более детьми с доходами менее 1,5 регионального прожиточного минимума на человека, в Архангельской области сейчас это 26 887 рублей. Вычет будет оформлен за счет федерального бюджета через систему социальной поддержки. Это снизит реальную ставку налога до 6%. По подсчетам Минфина, фактическую ставку 6% смогут получить около половины от общего количества всех семей с двумя или более детьми в России. 

Кроме того, исключение из новой шкалы подоходного налога будет предусмотрено для действующих участников военной операции на территории Украины в части их выплат за работу в зоне военных действий. Для их доходов, непосредственно связанных с участием в специальной военной операции, будут действовать текущие ставки 13% (и 15% для дохода свыше 5 млн руб. в год).

НАЛОГ С ДИВИДЕНДОВ И ВКЛАДОВ

При налогообложении доходов с дивидендов, депозитов и продажи ценных бумаг предлагается сохранить действующую ставку 13% до суммы 2,4 млн рублей в год, и свыше этой суммы – 15%, без дальнейшей прогрессии.

Это позволит стимулировать россиян формировать сбережения, покупать акции и не тормозить развитие фондового рынка, отмечают в Минфине. 

В то же время льгота в виде освобождения от НДФЛ при продаже акций при сроке непрерывного владения более пяти лет будет скорректирована: если доход от таких сделок за год превысит 50 млн руб., необходимо будет заплатить налог на общих основаниях, даже если срок владения превысил пять лет. 

НАЛОГ НА ПРОДАЖУ ИМУЩЕСТВА

За продажу имущества ставка НДФЛ сохранится на уровне 13% до суммы в 2,4 млн рублей, а свыше ее – 15%. При этом, как и сейчас, при продаже недвижимости сумму полученных доходов можно будет уменьшить на расходы на ее покупку – тогда налог уплачивается с разницы между ними. 

Льгота в виде освобождения доходов от продажи имущества физического лица при соблюдении минимальных сроков владения (пять лет для недвижимого имущества, три года для иного имущества, например автомобиля) сохраняется в полном объеме вне зависимости от размера доходов налогоплательщика.

НОВЕЛЛЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Налоговые изменения запланированы и для малого бизнеса. Предполагается увеличение порогов УСН по доходам с действующих 265,8 млн до 450 млн руб., а по основным средствам – с 150 млн до 200 млн руб.

При этом будут отменены повышенные ставки в рамках системы УСН – 8% с доходов и 20% с доходов за вычетом расходов. Таким образом, весь бизнес на УСН будет применять базовые ставки 6% с доходов и 15% («доходы минус расходы»).

Взамен компании с оборотом выше 60 млн руб. в год обяжут стать плательщиками НДС, который сегодня бизнес на УСН в общих случаях платить не обязан. Бизнесу предоставят альтернативу на выбор: либо общий режим со ставкой НДС 20% (или 10% — для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычеты, либо ставку 5% при доходах до 250 млн руб. в год и ставку 7% при доходах в диапазоне 250–450 млн руб. в год  без права на вычеты.

Повышение затронет в основном сферы торговли, аренды недвижимости и ресторанный бизнес. По официальным данным, 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб.

Параллельно будет смягчен налоговый режим для производственных предприятий малого бизнеса: для малых компаний в сфере обработки, не работающих с подакцизными товарами, ставка страховых взносов будет снижена с 15 до 7,6%. Также в планах Минфина – налоговая амнистия за «дробление» бизнеса в период 2022–2024 годов при условии добровольного отказа от этих схем в 2025 и 2026 годах.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КОМПАНИЙ

Ставку налога на прибыль организаций предлагается повысить с действующих 20 до 25%. 

Повышение с 1 января 2025 года налога на прибыль позволит отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, введенные для широкого круга отраслей осенью 2023 года (весной 2024-го правительство продлило их действие до конца года).

Также предлагается бессрочно продлить действие механизма инвестиционного налогового вычета в регионах (по действующему законодательству он завершает работу в 2024 году), а также ввести федеральный налоговый вычет для компаний из приоритетных отраслей.

Кроме того, предлагается повысить с 1,5 до 2 коэффициент на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Это позволит компаниям уменьшить налогооблагаемую прибыль.

РЕНТНЫЕ НАЛОГИ

На высокохододные отрасли должны распространяться и сопоставимые налоговые условия, считает разработчики законопроекта. 

В рентных отраслях «с высокой рентабельностью и низкими инвестициями», а именно в производстве минеральных удобрений, добыче железной руды, предлагается поднять НДПИ. По данным Минфина, в ряде сырьевых отраслей достигнутые уровни операционной рентабельности существенно превышают средние по экономике 10–12%. А уровень рентной налоговой нагрузки — ниже минимальных 5–6% от выручки. После повышения НДПИ, по оценкам Минфина, рентабельность в этих отраслях все равно останется высокой (20–25%).

Предполагается, что нововведения будут рассмотрены Госдумой в текущую весеннюю сессию, которая продлится до 5 августа, и вступят в силу 1 января 2025 года. 

– Минфин подготовил серьезные изменения, которые позволят сделать систему налогообложения более справедливой, поддержать семьи с детьми с невысокими доходами, добросовестных предпринимателей. Увеличивается налоговая нагрузка на крупный бизнес, но при этом сохраняется возможность вычетов. Кроме того, мы рассчитываем на сохранение льготных налоговых режимов для резидентов Арктической зоны и территорий опережающего развития, – рассказал председатель комитета по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Игорь Годзиш. – При принятии федерального закона нам предстоит работа по приведению в соответствие налогового и бюджетного законодательства на региональном уровне, – рассказал председатель комитета по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Игорь Годзиш.

 

Яндекс.Метрика